В Алматы завершился беспрецедентный судебный процесс по иску клиентки к трейдеру — суд обязал биржевого маклера вернуть потерянные на сделках деньги.

 

Были деньги, да сплыли

Известная казахстанская журналистка Динара Шумаева полтора года назад решила заработать на бирже. И доверила на 6 месяцев свой счет управляющему Михаилу Цою.

По итогам доверительного управления Динара потеряла 27 тысяч долларов

Хотя подписанное между сторонами соглашение предусматривало, что падение не может быть больше, чем 12 тысяч долларов.

Динара пошла в суд. За четыре месяца тяжбы ее счет опустел с 4 до 1,5 тысяч. Так сработали на «пользу» клиентке ранее заключенные трейдером сделки, которые он не удосужился закрыть в момент расторжения соглашения о сотрудничестве.

Михаил Цой в суде утверждал, что в момент, когда он отошел от дел Динары, на счете было 36 тысяч долларов. И что никакой материальной ответственности за потерю денег он по соглашению не нес. Что

клиентка сама вложилась в высокорисковую «игру». Однако выписки по счету показывают обратное. Ведь играл от ее имени он сам

Вот что по поводу баланса на счете сказал специалист по биржевым торгам Петр Пушкарев, вызванный в суд для пояснений:

— Демонстрация ответчиком (Михаилом Цоем. — ред.) графы «Баланс» вместо фактического положения дел на счете является хорошо известным в финансовом мире приемом. К нему время от времени прибегают трейдеры, не желая «пугать» инвестора полученными по счету убытками.

Михаил Цой

Михаил Цой

Ауэзовский районный суд отказал Динаре в иске, приравняв биржевые торги к азартным играм. Следовательно, и потери в такой категории увлечений не подлежат судебной защите.

Деньги вернуть все же придется

12 ноября апелляционная коллегия Алматинского городского суда изменила решение первой инстанции и удовлетворила иск Шумаевой частично. Михаил Цой обязан возместить своей бывшей клиентке 5 млн 269 тысяч тенге и судебные расходы.

Мы опросили по этому беспрецедентному делу двух независимых финансовых аналитиков. Они рассказали о последствиях беспорядочных связей с трейдерами.

— Финансово грамотный человек никому не доверит свои деньги. Так же как

не бывает трейдеров, которые могут обогнать рынок,

— говорит финансовый тренер Оркен Динасылов.

1511 Orken

Оркен Динасылов

— Если все же доверил, как не попасть на удочку мошенников и обезопасить свои деньги? Как заработать на бирже?

— Вообще,

это неверные формулировки. Фондовый рынок не генерирует доход. Генерирует доход бизнес,

чьи бумаги продаются на фондовом рынке. Фондовый рынок — это только площадка. Это как на базаре есть два типа людей. Первые вырастили скот и продали его, то есть сами создали добавленную стоимость и получили свои деньги. Другие — спекулянты, подешевле купили оптом и подороже продали в розницу.

На фондовом рынке не бывает оптовых цен. А угадать развитие событий невозможно, хрустального шара ни у кого нет

Любой трейдер — это человек, что-то обещающий клиенту на основании ситуации прошлых лет. К сожалению, большого опыта у наших трейдеров нет. Мастерство и везение — разные вещи. Только мастер может повторить свой результат. На фондовом рынке мастерства нет в принципе. Предугадать, куда пойдут валюты, никто не может. Слишком многие факторы, на которые мы не можем влиять, двигают рынки в разные стороны.

Неправильное представление об инвестициях и отсутствие финансового образования — причина потерь на бирже

Получать прибыль нужно не от спекулятивной торговли на рынке, а от инвестирования в акции, облигации. У любого трейдера, активного управляющего, банка, страховой компании есть с клиентами конфликт интересов. Чем больше заработает клиент, тем меньше заработает трейдер. И наоборот.

— То есть как это?

— Трейдер зарабатывает на транзакциях. Чем больше транзакций «купил-продал» провел, тем больше получил комиссию. А каким будет конечный результат, ему без разницы.

Форекс и Форекс-кухня — не одно и то же

— Он от прибыли вообще-то по соглашению имеет свои проценты.

— Если он в течение года миллион транзакций проведет с получением комиссионных, разве ему важны эти проценты? И своему неопытному доверителю он убедительно объяснит, почему он это сделал.

Есть большая разница между биржей и Форекс-кухней, куда чаще всего и попадают клиенты с небольшими суммами

На реальную биржу без 5-10 млн долларов никто не допустит.

Финансовый консультант Ерлан Ибрагим вообще никому не советует подходить к бирже даже на пушечный выстрел.

ibragimov

Ерлан Ибрагим

— Ни на каких условиях. 90% компаний, которые говорят, что на работают на Форексе, не имеют к нему никакого отношения. В основном это всегда мошеннические схемы, когда они предоставляют людям возможность якобы играть на условно постановочных приставках и периодически показывают какой-то положительный результат, чтобы это было похоже на выгодную сделку.

Но в итоге людей сливают, потом говорят им: «Сами виноваты». А теперь у них еще появилась лазейка в виде статьи в законе, что биржевые торги можно приравнять к азартным играм.

Форекс — это торговая площадка, и чтобы там реально торговать, нужно иметь активы на сотни миллионов долларов. Там все серьезно

Даже у многих казахстанских банков нет счетов на Форексе.

— Трейдеры сейчас заманивают простых клиентов агрессивной рекламой, даже обзванивают по случайным номерам.

— Раньше истории, подобные Динариной, выглядели как в рассказах О’Генри — никто не хочет выглядеть дураком в глазах знакомых. Поэтому мало кто шел в суд.

Многие остаются без денег по своей вине, ведь договор заключали добровольно. В России огромное количество таких случаев, только с гораздо большим размахом.

Потенциальных клиентов обрабатывают любыми путями. Даже я, имея финансовое образование, вполне мог бы поверить их рассказам о сказочных доходах. Поэтому, повторюсь, на расстояние пушечного выстрела нельзя подходить к биржевым играм.