Мы есть то, что мы о себе думаем. А то, что мы о себе думаем сильно зависит от того, что о нас думают окружающие — просто потому, что они к нам относятся/взаимодействуют с нами так, как они о нас думают.
Это влияет на наш характер, менталитет, интеллектуальные и физические возможности, и в конечном счете на жизненные результаты.
Допустим, если внушить детям что они могут развить в себе любые способности, их успеваемость резко возрастет; в среднем, они легко будут браться за самые сложные задачи и успешно их выполнять. Или, если в обществе существует стереотип, что женщины глупее мужчин, то в среднем, женщины в этом обществе будут глупее мужчин. Если в обществе есть стереотип, что козероги упертые, то в среднем дети-козероги вырастут упертыми. Это доказано эмпирическими исследованиями социальных ученых.
В мире были/есть культуры, где люди не знали (-ют) про гороскоп. Исследования этих обществ показало, что астрология (культурный конструкт) на них вообще никак не влияет, просто потому что такого конструкта в их культуре не существует. Но, допустим гравитация на них влияет, независимо от того, знают они о ней или нет, верят они в нее или не верят.
Современные нейробиологи говорят, что физиологически дети рождаются с ±одинаковыми мозгами. А поговорка про яблоко и яблоню в большей степени работает не потому что какие-то способности передались детям от рождения, а потому что родители развили в себе какие-то способности, и их дети растут в этой среде. Допустим, дети музыкантов растут в музыкальной среде, с рождения слушают музыку, играют с музыкальными инструментами и с большей вероятностью могут стать музыкантами.
Оказывается, примерно 50% того, кто мы есть, передается с генами, причем хаточно. Остальные 50% формируется жизненным опытом. С генами, по большей части передается физиология; цвет кожи, разрез глаз, кудри, рост и пр., а способности в основном развиваются в ту сторону, куда направлен наш интерес. Да, таланты существуют, но если их не развивать, не трудиться над ними, то толку от этого мало. «Непризнанных гениев» пруд пруди.
Ну и в заключении, мне кажется что все эти социальные стереотипы сильно ограничивают наши интеллектуальные возможности. Между тем, люди могут стать кем угодно, научиться чему угодно. Было бы желание.
На сегодняшний день в США 62% (картинка №2) домохозяйств инвестируют на фондовом рынке и самостоятельно конструируют свое будущее. Вот такие у них «социальные стереотипы». На самом деле, в социальных науках это называется институтами. Поэтому их дети учатся в хороших университетах, а на пенсии они финансово обеспечены, а не потому что о них позаботилось государство. На картинке №1 я бессовестно манипулирую статистикой, подобрал график с самого дна финансового кризиса в 2009 году. На картинке №3 график со дня основания ETF SPY в январе 1993 года. На картинке №4 график со дня основания PFA.KZ с 15 ноября 2018 года. На картинке №5 доходности разных классов активов с 1926 года.
Не является инвестиционной рекомендацией. Портфель конкретного инвестора формируется индивидуально, от личных инвестиционных особенностей.
Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!