Автор: Оркен Динасилов

 

Свобода и дисциплина. На первый взгляд, это противоположные вещи – свобода предполагает отсутствие ограничений, а дисциплина наоборот, наличие рамок поведения. Но, так кажется только на первый взгляд, и сейчас я попробую объяснить эту мысль.

На днях, я попросил своего хорошего друга поддержать мой Телеграм-канал. Несмотря на то, что по его мнению на моем канале мало статей про личные финансы, он не отказал мне – сөзімді жерге тастамады, за что я ему сильно благодарен, – для меня это очень ценно. Единственное, я не согласен с тем, что на моем канале «мало статей о личных финансах». Я убежден, что все мои статьи так или иначе имеют прямое отношение к личным финансам – они формируют (сложное) мышление, которое необходимо начинающему инвестору.

Дело в том, что личные финансы – это дисциплина о финансовом (и не только) поведении человека, за которым стоит определенный способ мышления. Котировки акций, курсы валют, прогнозы, рекомендации, мнения и пр. – это внешний рыночный шум, и к личным финансам конкретного человека имеет такое же посредственное отношение, как допустим, уличное движение, на манеру вождения шофера – к его темпераменту, дисциплине, степени мастерства и знаний ПДД. Вы не можете контролировать поведение других участников движения, но вы можете контролировать свое поведение на дороге.

Человеческий организм – это химическая фабрика. Наше настроение, эмоции, увлечения и прочее – это просто набор тех или иных химических элементов – выброс гормонов. Но, либо фабрика производит химию под диктовку внешних обстоятельств, либо мы контролируем этот процесс.

Дофамин – это нейромедиатор. Общепринято считать, что дофамин – это гормон счастья. Но, немецко-британский нейробиолог Вольфрам Шульц экспериментально (на обезьянах) исследовал и выяснил одну важную деталь; что максимальный выброс дофамина происходит не тогда, когда мы получаем вознаграждение (достигаем целей), а когда предвкушаем вознаграждение (на пути к цели). Таким образом, цель является лишь подкреплением того, что если мы к ней движемся, мы будем получать удовольствие. А дофамин – это наш внутренний мотиватор. Пока, вроде бы ничего страшного, - что плохого в том, что мы выполняем задачи и достигаем целей?

Вся проблема заключается в том, что нашему мозгу не важны цели, ему нужно удовольствие. Анна Лембке, профессор психиатрии и наркологии в Медицинской школе Стэнфордского университета, в своей книге «Дофаминовая нация» возлагает ответственность за зависимости, в том числе за такие смертельные как наркомания, на дофамин. Оставим в покое наркоманов, я пытаюсь говорить о среднестатистическом человеке, которыми мы являемся.

Лимбке пишет, что прежний мир дефицита, сегодня превратился в мир изобилия и пресыщенности. В нем полно еды, шопинга, секса, всевозможных лекарств, есть Facebook, YouTube, Instagram, TikTok и прочие виртуальные радости, которых становится все больше и больше. Смартфон становится еще одним видом зависимости, притом совершенно легальным. По ее мнению, если человек еще не подсел на цифровую иглу, то это всего лишь вопрос времени.

Чтобы добыть пропитание, нам не нужно бегать за мамонтами или засеивать и убирать пшеничные поля. У нас масса свободного времени, которое мы проводим в соцсетях. Пролистывая ленту, от одной короткой новости к следующей, мы потребляем дофамин. Короткие, примитивные тексты и видео, не требующие глубоких размышлений, раз за разом провоцируют выброс гормона. Само по себе, это и есть потребление дофамина. В результате мы попадаем, в так называемую дофаминовую петлю, или как еще говорят, ловушку. Точно так же работает желтая пресса; яркие картинки, вызывающие заголовки, и не требующий размышлений короткие тексты. Потребление дешевого дофамина вызывает истощение, и появляется иллюзия, будто бы мы даже поработали и устали. Замечали, если перед сном вы листаете ленту, смотрите коротки видео или играете в игры на смартфоне, то быстро засыпаете? Это влияние дешевого дофамина.

Итак, мы потребляем дешевый дофамин, потому что он не накапливается, мы тратим его по чуть-чуть на информационный мусор. Собственно, поэтому его и называют дешевым. Из-за этого, снижаются возможности нашего мозга концентрироваться на выполнении важных и крупных задач. Хороший дофамин накапливается, когда мы читаем книги, осмысливаем их приобретая знания, размышляем, решаем какие-то сложные задачи. Люди, привыкшие к такому виду интеллектуальной деятельности попадают в поток и забывают о времени. Я недавно мясо четыре часа варил. Зачитался.

«Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь», - писал Чингиз Торекулович Айтматов.

Так вот, вернемся с чего начали. Свобода – это не про то, «что хочу то и творю». Настоящая свобода в дисциплине – контроле за тем, что мы выбираем. Особенно, это касается качества информации, которую мы потребляем, потому что мы есть то, что мы думаем. Субъективная реальность сначала формируется в наших головах, опираясь на знания и жизненный опыт, и только потом мы видим ее глазами и принимаем как объективную действительность. Принимая это во внимание, я не обижаюсь НА наших людей за то, что они не читают мои лонгриды. Мне обидно ЗА них, как беспечно они обращаются со своим мозгом. Поэтому не удивительно, что в развитых странах, авторы пишущие сложные тексты так популярны и востребованы, их интеллектуальный труд престижен, и финансово поощряется. Пожалуйста, выбирайте контент который потребляете.

С деньгами, все тоже самое. В зависимости от доходов, мы тратим их на что попало. Кто-то не может наесться яхтами, дворцами и джипами, кто-то в кредит покупает то, что ему не нужно, только для того, чтобы выглядеть тем, кем он не является, чтобы произвести впечатление на людей, которых он даже не знает.

Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!