Автор: Оркен Динасилов
Современная институциональная экономическая теория – изучает процессы в экономике и государственном устройстве. По сути, измеряет процессы и факторы, благодаря которым страны становятся, либо успешными, либо нет. Большинство экономистов последних 20-30 лет, удостоенных Нобелевскими премиями, получили признание благодаря эмпирическому исследованию этих процессов в обществе.
Институты – это правила игры, по которым живут люди – индивиды. Они бывают формальными (конституция, законодательные акты, кодексы, контракты, договора и пр.) и неформальными (традиции, менталитет, этические и моральные нормы и пр) и влияют/зависимы друг от друга.
Исторически, торговые взаимосвязи между людьми и их поведение в экономике, изменялись и усложнялись. В последствии, оборачиваясь назад, мы называем этот процесс – эволюцией общественно-экономических формаций.
Крайний и наиболее просто объясняющий суть изменений, пример:
- в рабовладельческом строе, владеть рабом имело смысл потому, что раб своим трудом приносил экономическую пользу рабовладельцу. Но помимо пользы, которую он приносил, рабовладелец нёс издержки на контроль/надсмотр за рабом. В результате мы получаем формулу: экономическая польза = рабский труд – издержки на контроль.
Соответственно, владеть рабами имело экономический смысл, ровно до того момента, пока издержки не стали превышать пользу, которую они своим трудом, приносили рабовладельцу. Издержки на надзор за рабами росли, благодаря эволюционному развитию экономического поведения рабов – человеческой природе, стремящейся к свободе.
Теоретические положения классической экономической теории, полагаясь исключительно на теорию рациональности, и не проявляли должного внимания, ни на роль институтов, ни на экономическое поведение индивидов в функционировании экономики. Благодаря таким ученным как Дэниель Канеман и описанной им теории перспектив, современные экономисты видят в поведении экономических агентов главную проблему, почему некоторым странам не удается устойчиво развиваться.
С точки зрения институциональной теории, наше поведение находится на третьей стадии развития экономического обмена, характерного для переходного периода от феодального строя к раннему капитализму, усугублённое иждивенческими настроениями индивидов из-за длительного периода жизни в коммунистическом строе, который в СССР так и не удалось воспроизвести в полной мере из-за популистской ущербности самой идеи, не смотря на понесенные народами жертвы.
Представьте себе регбиста, который не знает правил игры в футбол и вышел на замену во втором тайме игры? Каково будет его поведение на поле и на сколько он сможет быть полезен для своей команды? Так вот, современная институциональная теория объясняет, как институты влияют на функционирование экономических систем через права и ограничение накладываемые на поведение индивидов. То же самое происходит в обратном направлении, длительные различия в функционировании экономических систем под очень глубоким влиянием, влияют на развитие институтов и формируют устойчивое поведение индивидов.
Социализм и капитализм – это «игры» с совершенно противоположными правилами игры. В социализме, государство обеспечивало своих граждан одинаковой для всех зарплатой, пенсией, бесплатно раздавало квартиры, трудоустраивало и пр., тем самым формируя иждивенческое поведение индивидов в экономической системе. В капитализме, главная обязанность государства создавать справедливые конкурентные условия и исправлять/регулировать перекосы в экономике, если таковые случаются, создавать стимулы и ограничения.
Сколько раз в сети, я натыкаюсь на сетования наших людей, что государство, нам якобы что-то должно: должны построить заводы-фабрики, создавать рабочие места, платить достойные пенсии, снижать/регулировать цены на продукты и многое другое. Так вот, в капитализме, в том мире в котором живут и процветают развитые страны, никто, никому, ничего не должен, в том числе, государство, правительство или президент. В обязанность государства входит, создание справедливых, конкурентных условий для развития личности. Всё! Чем меньше государства в экономике, ценообразовании, регулировании, тем лучше для самой экономики. Самое ценное в капитализме – это человеческий капитал.
В этом мире нет абсолютов, в том числе, не бывает идеальных законов. В качестве крайних примеров несовершенства формальных законов, можно привести «Сухой закон» 20-х годов в США и аналогичную борьбу с алкоголизмом в СССР в середине/конце 80-х годов ХХ века. С точки зрения морали, этики, заботы о здоровье людей, оба закона логичны и понятны, но результаты плачевны. Что в США, что в СССР эти законы привели к росту преступности и высокой смертности от алкогольных суррогатов.
В качестве крайнего примера несовершенства неформальных институтов, можно привести осуждение обществом абортов. С точки зрения моральных ценностей, такое отношение общества объяснимо и логично. Но результаты ужасают. Молодые девушки из-за осуждения и стыда вынуждены идти на нелегальное хирургическое вмешательство, неоправданно рискуют своим здоровьем.
Все дело в нашем поведении. Даже если мы скопируем американскую конституцию, выберем президентом Джо Байдена – это ровным счетом ничего не изменит в нашей стране. С нашим поведением, которое, как я говорил выше, находится на третьей стадии экономического обмена, даже Байден через пару сроков с большой вероятностью может стать новым диктатором.
В очередной раз повторю слова 13 председателя ФРС Алана Гринспана.
«Проблема №1 у нынешнего поколения и в сегодняшней экономике – это недостаток финансовой грамотности».
Наша главная проблема в иждивенческом поведении. За 8 лет на Фб, каких только откорячек я не слышал, от наших людей чтобы оправдать свое нежелание учиться финансовой грамотности. То законы у нас несовершенные, то нас слишком часто кидало государство, то рано, то поздно…
На самом деле, все дело в людях, в их экономическом поведении, в нежелании брать на себя ответственность за себя, свою судьбу, будущее.
Как говорил Виктор Цой, люди делятся на две категории, одним нужны деньги, другие сидят на трубах – одни готовы брать на себя ответственность, другие ее перекладывают на других; законы, правительство, обстоятельства.
Меня часто обвиняют, что я слишком груб на Фб. Это не грубость, это фильтр от вторых. Первые легко проходят через этот фильтр. Мои клиенты и те, кто был на моих лекциях не дадут соврать, в жизни я довольно милый дядька. Для людей, тянущихся к знаниям я выкладываюсь по полной.
Управляйте личными финансами грамотно.
В знаниях, сила!
Мы несем ответственность за то, какую страну передадим нашим детям.