Автор: Оркен Динасилов
На днях ехал в такси.
Будете смеяться, но мне попался тот самый таксист, про которого я писал пару месяцев назад.
Тот, что жаловался на «бабку-арендодателя», которая требовала непомерную плату за свою квартиру, а повышение своего тарифа за извоз объяснял подорожанием продуктов.
Сегодня он «хотел построить» заводы в Казахстане, чтобы у казахов была работа. Я его спросил, - а кто и на какие деньги строить то будет (?), говорит, - много молодых бизнесменов Казахстане, даже несколько фамилий из ютуба назвал, правда пара из них, больше чем на 10 лет старше меня. Я воспринял это как комплимент. Деньги на строительство заводов предлагает «забрать у Назарбаева и олигархов». Про «забрать и построить», я решил напомнить ему опыт 1917 года, но он не видит связи между прошлым и настоящим.
Потом ещё спросил, - хорошо ли он себе представляет казаха у станка, ну или оператором робота, добросовестно исполняющего свою работу 8 часов в день, 5 дней в неделю? Сказал, что отлично представляет, и привёл в пример казахов, работающих в Южной Корее. Дальше, я спросил про его доходы. Он ответил, что зарабатывает на извозе +/- 450–500 тысяч тенге в месяц, из которых 400 тысяч уходят на аренду жилья, содержание семьи, питание, бензин, содержание авто и пр., дальше цитата, «чистыми, на руки остается 50–100 тысяч тенге». Тут мы доехали до нужного мне адреса, и я вышел, но меня до сих пор мучает вопрос, разве содержание семьи не входит в расходы с чистого дохода, и куда он девает оставшиеся 50–100 тысяч тенге? Неужели копит и инвестирует?
О казахах в Корее.
В школе, я посвятил пару уроков теме социализации индивида, - о том, как общество влияет на поведение людей, и какие факторы влияют на изменение норм и правил поведения, по которым живет общество.
Я спросил у ребят, можно ли назвать их класс «обществом» (?), они ответили утвердительно. Дальше я спросил, есть ли в их классе какие-то устойчивые нормы и/или правила поведения, по которым они живут/взаимодействуют друг с другом? Они ответили, что одной из основных норм является то, чтобы отвечать добром на добро, и привели пример, - если кто-то кого-то угостил конфетой, то тот, кто получил подарок должен поблагодарить, и в ответ, так же постараться сделать ему что-то приятное.
Дальше, я предложил ребятам смоделировать ситуацию, - допустим, в вашем классе появился новенький, и кто-то из вас даритему конфету, а вместо благодарности получает от него пинок под зад. Как на это отреагирует ваше «общество»? Версий было много, от за пинать толпой, до бойкота. Закрывая смоделированную ситуацию я задал завершающий вопрос, - хотели бы они оказаться на месте новенького? Ребята, хором отрицательно выдохнули. Таким образом мы поняли механизм того, как общество социализирует индивида – принуждает его жить по правилам общества, и в то же время, сам являясь самостоятельной единицей этого общества, индивид укрепляет нормы и правила по которым оно живет.
Для того чтобы проиллюстрировать ребятам то, как новые знания могут менять нормы и правила поведения в обществе, я привел крайний пример из Питера Бергера – классика современной западной социологии, слегка его усложнив:
- допустим, вы (школьники) являетесь людоедами, живущими на отдаленных от цивилизации островах. Тут на ваш остров приплываю я – чужак, вижу, чем вы питаетесь и предлагаю научить вас ловить рыбу, охотиться на диких зверей, возможно одомашнить их и/или искусственно разводить, чтобы готовить из них вкусные блюда, и отказаться от прежних пищевых предпочтений. Чем закончится моё предприятие? Дети хором ответили, либо вы присоединитесь к людоедству (если мы решим, что вы можете быть нам чем-то полезным), либо мы вас съедим (смех).
- допустим ты (поднимаю с места девочку), беспокоясь о своих детях, чтобы оградить их от риска быть съеденнымив будущем, предварительно обговорив с другими матерями, испытывающими такие же чувства в отношении своих детей, решила предложить своему племени отказаться от поедания родственников младше, допустим 50 лет. А чтобы заместить недополученные калории из-за уменьшения пищевой базы, самостоятельно научилась ловить рыбу, готовить из нее вкусные блюда и предложила попробовать плоды своего кулинарного мастерства остальным членам племени. Какова вероятность того, что ваше предложение будет принято остальными членами племени, в сравнении с первым вариантом? Дети задумались и решили, что вероятность принятия выборочного людоедства сильно возросла.
Таким образом мы пришли к следующим выводам:
-
Архаичные нормы поведения сложно изменяются/модернизируются, так как они сформированы длительными практиками, на основе древних традиций и привычек. «Мертвые могущественнее, чем живые».
-
Для формирования новой реальности, гораздо сложнее импортировать новые социокультурные знания и нормы поведенияизвне, чем производить и легитимировать их изнутри самого общества.
-
Генерация новых социокультурных знаний и навыков, одновременно являясь следствием гуманных стремлений индивида, в тоже время являются причиной развития устремленных в будущее гуманных,более сложных социальных институтов.
Итак, о казахах в Корее.
Казах не может привнести наше раздолбайство в южно-корейское общество, вместо этого общество влияет на казаха, принуждая его принять новые правила игры – подчиниться доминирующим в южнокорейском обществе социальным институтам. А то, как работает казах в привычной для себя среде/обществе, мы видим в нашей повседневной жизни. Общество (его качество) – это структура и совокупность социальных институтов, формирующих то или иное мышление, и как следствие, поведение индивидов из которых оно состоит.
Далее…
В архаичных, иерархических социокультурных системах, являясь доминирующей основой идентичности индивида, прошлое становится серьезным ограничителем его возможностей генерировать новые социокультурные знания, и как следствие, сковывает/парализует развитие новых социальных институтов общества. Особенно ярко, это отслеживается в критических условиях, когда конфликт противоречий между прошлым и настоящим доходит до абсурда. И сегодня, во время войны Украины с Россией, мы это видим на примере российского общества, где индивид, личность которого наполнена теориями о прошлом («деды воевали», «можем повторить» …), ограничивает способность рефлексии собственных мыслей и поступков.
В современных, полицентрических социокультурных системах, будучи массивом знаний устремленным в будущее, финансовая грамотность является одним из наиболее значимых ресурсов общества инвестированных в дифференцированную структуру социальных институтов, формирующих качественное экономическое поведение индивидов и общества в целом как единого социального организма – создает основу для объективной рефлексии своих возможностей и талантов, уровня знаний и навыков, развивают стремление к долгосрочному планированию и способность взвешивать и принимать финансовые решения на перспективу, и как следствие, становятся важным ресурсом, принуждающим индивида к созиданию и принятию всей полноты ответственности за своё будущее.
Управляйте личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!