Автор: Morgan Housel
Перевод: ТОО "PFA"

Джон Д. Рокфеллер был самым успешным бизнесменом всех времен. Кроме того, он был отшельником и большую часть своего времени проводил в одиночестве. Он мало говорил, намеренно делая себя недоступным, если кто-то пытался привлечь его внимание.

Работник нефтеперерабатывающего завода, часто контактировавший с Рокфеллером, однажды заметил: “Он позволяет всем говорить, а сам сидит и ничего не говорит. Но он, кажется, все помнит, а когда начинает говорить, то все расставляет по своим местам".

Когда Рокфеллера спрашивали о причинах его молчания во время встреч, он часто декламировал стихи:
"Мудрая старая сова жила на дубе,
Чем больше она видела, тем меньше говорила,
Чем меньше она говорила, тем больше слышала,
Почему мы все не похожи на эту старую птицу?"

Рокфеллер был странным парнем. Но чем больше я читаю о нем, тем больше понимаю, что он придумал нечто такое, что сейчас применимо к десяткам миллионов работников.
В обязанности Рокфеллера не входило бурить скважины, грузить поезда или перевозить бочки. Это было для того, чтобы принимать правильные решения. А для принятия решений больше всего на свете требуется спокойное время наедине с собой, чтобы обдумать проблему. Продукт Рокфеллера – его результат – не был тем, что он делал своими руками или даже своими словами. Это было то, что он вычислил в своей голове. Вот на что она тратил большую часть своего времени и энергии.

Это было уникально в его время. Почти все рабочие места во времена Рокфеллера требовали рабочих рук. По данным экономиста Роберта Гордона, в 1870 году 46% рабочих мест приходилось на сельское хозяйство, 35% - на ремесла или обрабатывающую промышленность. Немногие профессии полагались на мозг рабочего. Подумайте; вы трудились без перерыва, и ваша работа была видимой и осязаемой.

Сегодня все перевернулось.
Тридцать восемь процентов рабочих мест теперь обозначены как “управляющие, чиновники и эксперты”. Это работа по принятию решений. И еще 41% - это обслуживающие профессии, которые часто полагаются на ваши мысли так же сильно, как и на ваши действия.

Вот проблема, о которой мы не думаем достаточно: несмотря на то, что все больше профессий похожи на рокфеллеровские – мыслительные процессы, требующие спокойного времени, чтобы обдумать проблему, – мы застряли в старом мире, где хороший работник должен работать явно и без перерыва.

Дело в том, что производительная работа сегодня не похожа на производительную работу на протяжении большей части истории. Если ваша работа состояла в том, чтобы дергать за рычаг, вы были продуктивны только тогда, когда вы дергали за рычаг. Но если ваша задача - создать маркетинговую кампанию, вы можете быть продуктивны, спокойно сидя с закрытыми глазами и думая о дизайне. Проблема в том, что слишком многие рабочие места ожидают от работников умственного труда, что они потянут за пресловутый рычаг – сегодня в форме Microsoft Office – это более 40 часов в неделю, которые лучше было бы потратить на то, что выглядит ленивым, но на самом деле продуктивным. В результате большинство людей придумывают работу, не имея на это много времени, что равносильно тому, чтобы заставить копателя канав копать без лопаты. Может быть, именно поэтому рост производительности труда составляет половину того, что было раньше.

Если вы привязываетесь к старому миру, где хорошая работа означала физические действия, вам трудно смириться с мыслью, что наиболее продуктивным использованием времени работника умственного труда может быть сидение на диване и размышление. Но ведь и так ясно, что это так. Хорошие идеи редко приходят на собраниях или даже за вашим столом. Они приходят к тебе в душ. На прогулке. По дороге на работу или по выходным. Меня всегда поражает количество знаменитых идей, которые приходят людям в голову в ванной. Но скажите своему боссу, что вам нужно отмокнуть в середине дня, и реакция будет вполне предсказуемой.

Посмотрите на знаменитых мыслителей, которым не нужно было никого впечатлять, выглядя занятыми, и вы увидите тему: они тратили много времени на то, что не выглядело как работа, но на самом деле было невероятно продуктивным.

Альберт Эйнштейн выразился так:
Я трачу время на долгие прогулки по пляжу, чтобы послушать, что происходит у меня в голове. Если моя работа идет не очень хорошо, я ложусь посреди рабочего дня и смотрю в потолок, слушая и визуализируя то, что происходит в моем воображении.

Моцарт чувствовал то же самое:
Когда я путешествую в экипаже или иду пешком после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть,– именно в таких случаях мои идеи текут лучше всего и обильнее всего.

Билл Гейтс сделал свою лучшую работу во время того, что выглядело как отпуск:
- Привет, спасибо, что пришли, - сказала корпорация ”Майкрософт". Председатель правления Билл Гейтс, казалось жаждал компании, после четырех дней одиночества в прибрежном коттедже. Он был там на своей “Неделе размышлений” - в семидневном уединении, который он использует, чтобы обдумать будущее технологий, а затем распространить эти мысли по всей империи Microsoft.

Это согласуется со стэнфордским исследованием, которое показало, что ходьба увеличивает креативность на 60%.
В конце концов, каждый должен сесть и выполнить свою работу, придерживаясь целей и процедур. Но по мере того как экономика переходит к умственному труду, мы должны уважать тот факт, что то, что на самом деле производит отдачу, поначалу может выглядеть ленивым и неэффективным.

В инвестировании, где есть потенциал выиграть по чистой случайности, разумно судить о ком-то по его процессу, а не по результату. В работе, ситуация может быть противоположной. Судите о людях по их результатам, а не по видимости процесса, который часто скрыт у них в голове.