Автор: Тед Ламад, управляющий директор Института науки Карнеги.

Перевод: Оркен Динасилов

Несмотря на то, что мы живем в эпоху, переполненную информацией, кажется, что найти правду становится сложнее, чем когда-либо. Это особенно тревожно, потому что, когда люди не могут найти правду, они оказываются в замешательстве, не зная, куда обратиться и как реагировать. В итоге они начинают бесцельно искать ответы.

Однако хорошая новость заключается в том, что, как только люди находят правду, они сразу её узнают. Как однажды сказал Уинстон Черчилль: «Правда неоспорима. Её могут атаковать злонамеренно и высмеивать по неведению, но в конце концов она остаётся правдой».

Эта мысль часто посещала меня в последнее время, и она напомнила мне урок, который мой отец преподал мне и моему брату, когда мы были детьми — урок, который мы называли «наполнением ванны».

Один яркий случай этого урока произошёл в день, когда один из нас потерял что-то важное. Когда отец вернулся с работы, он был явно расстроен. Он усадил нас и сказал: «Ладно, ребята. Представьте, что у вас есть пустая ванна и пипетка, наполненная водой. Как долго, по вашему мнению, потребуется времени, чтобы наполнить ванну, добавляя по одной капле за раз?»

Сбитые с толку и, возможно, немного напуганные, мы ответили: «Эээ… долго?»

Отец сказал:

«Верно. Это займет очень, ОЧЕНЬ много времени, но если у тебя достаточно времени, ты в конце концов наполнишь ванну».

Мы оба кивнули в знак согласия, и он продолжил:

«То же самое касается доверия. Каждый раз, когда вы делаете что-то заслуживающее доверия, вы добавляете каплю. Со временем эти крошечные капли накапливаются, и ванна наполняется. И когда ванна полна, вы заработаете мое доверие».

Я помню, как подумал:

«Понял, папа. Логично».

Но он не закончил. У его урока была ещё одна часть:

«Однако, ребята... когда вы делаете что-то, что вызывает серьезное недоверие, вы вытаскиваете пробку, и вся вода, которую вы зарабатывали годами, сливается в канализацию».

Этот образ остался со мной, особенно сейчас, когда так трудно понять, кому или чему можно доверять.

Так что это поднимает два вопроса: почему это происходит и что мы можем с этим сделать?

Мне помогли цитаты покойного Чарли Мангера, который вместе с Уорреном Баффетом управлял Berkshire Hathaway почти шесть десятилетий и за это время завоевал доверие бесчисленного множества людей.

«Покажите мне стимулы, и я покажу вам результат».

Хотя технологии значительно сократили время, необходимое для выполнения многих задач (например, бронирование столиков, отправка сообщений, проверка погоды, получение указаний и т. д.), они также увеличили желание людей получать мгновенные результаты. В результате это существенно изменило стимулы, которые движут экономикой и обществом в целом.

Взгляните на людей в социальных сетях, которые жаждут лайков, политиков, потакающих своим избирателям, а не пытающихся объединить противоположные стороны, на СМИ, которые процветают на скандалах, а не просто сообщают новости, и на инвесторов, которые делают крайне уверенные прогнозы, не признавая неопределенности будущего.

Итак, что мы имеем в итоге?

Хотя такое поведение может приносить желаемые результаты (часто деньги и славу), оно, как правило, требует искажения правды. Ещё более тревожно, что для поддержания таких результатов часто требуется постоянное «превосходство над собой», что означает ещё большее искажение правды.

Представьте себе это так.

Чтобы увеличить свои лайки, «инфлюенсер» в социальных сетях должен нарисовать картину ещё более идеальной жизни (например, более отретушированные фотографии, экзотические отпуска, дорогие машины, частные самолеты и т. д.).

Чтобы привлечь больше внимания, политик должен ещё сильнее радикализировать свои позиции (подумайте, кто чаще всего попадает на MSNBC и Fox News... это не скучные центристы).

Чтобы привлечь больше зрителей, MSNBC и Fox News должны делать то же самое.

Чтобы убедить ограниченных партнеров вложить деньги в компанию, сделку или фонд с вознаграждением, которое придёт в будущем, менеджмент должен не только делать смелые прогнозы, которые повышают ожидания от размера возможности, но и затем значительно превзойти эти прогнозы со временем (часто на значительную сумму).

Проблема в том, что когда правда искажается достаточно сильно, что-то в конечном итоге ломается.

В последние годы инфлюенсеры прибегали к более экстремальным вещам ради внимания, политическая дисфункция достигла апогея, СМИ сенсационируют новости в лучшем случае (а в худшем — просто придумывают их), а многие компании, раздувающие свои «огромные общие адресные рынки», быстро достигали головокружительных высот, только чтобы потом рухнуть с грохотом (см. Robinhood, WeWork, Peloton и FTX, это лишь несколько из многих).

В результате неудивительно, что доверие ко многим частям общества упало до уровней, не виданных десятилетиями.

Вот как мы оказались в этой ситуации.

Теперь давайте подумаем, куда мы идем.

«Первое правило сложных процентов — никогда не прерывать их без необходимости».

Как дерево, которое много лет остается маленьким саженцем, прежде чем превратиться в могучий дуб, ранние капли доверия кажутся незначительными и едва заметными. Но со временем они накапливаются друг на друга, и доверие растет. Нужно лишь много терпения и упорства, чтобы дождаться, когда ванна наполнится.

Здесь открывается возможность.

В этом пустом мире, в котором мы, кажется, живем, могут возникнуть несколько путей для тех, кто стремится найти истину.

Три из них выделяются:

Первый путь, вероятно, самый простой — принять и смириться с текущим положением дел. Те, кто выберет этот путь, могут сказать: «Да, ванна пуста, но это просто мир, в котором мы живем», и «учитывая, как сложно стало определить, кому и чему можно доверять, зачем тратить усилия на попытки выяснить правду?» Хотя я бы не рекомендовал идти по этому пути, я не могу осуждать тех, кто выберет его. В конце концов, искать правду сегодня изнурительно и опасно, особенно если случайно привязаться к неправильной стороне.

Второй путь более сложный, но, скорее всего, будет наиболее активно продвигаемым. Он будет сосредоточен на разработке и использовании таких технологий, как искусственный интеллект, которые будут пытаться «найти правду», «проверять факты» и «подтверждать информацию». Эти технологии, вероятно, будут направлены на помощь людям в противостоянии распространению «неправды». Хотя этот путь будет заманчивым, он окажется лишь кратчайшим путем, который, как описывает Морган Хаусел в «Величайшем шоу на Земле», не является устойчивым. Воспринимайте его как более усовершенствованную версию «заметок сообщества» в X. Полезно? Конечно. Долгосрочный способ определения и создания доверия? Вряд ли.

И наконец, третий путь — старый, добрый метод: искать, следовать, сотрудничать и инвестировать в тех, кто последовательно и постепенно заполняет ванну. Этот путь требует умения распознавать тех, кто постоянно поступает правильно. Это люди, которые готовы противостоять новой системе стимулов, ориентированной на короткое внимание и мгновенную обратную связь. Это компании и инвесторы, которые отдают предпочтение долгосрочному накоплению и твердо намерены придерживаться курса, даже если это означает переживание периодов, которые испытывают даже самых стойких.

Безусловно, это потребует времени и терпения, но оно того стоит.

Не верите?

Просто обратитесь к философии Мангера по найму:

«Это просто... сначала доверие, потом способности».

Мангер объяснял:

«У нас с Уорреном есть система, в которой мы тратим много времени на выявление очень надежных людей, а затем передаем им это доверие. Когда они практикуют это доверие, они становятся еще более подтвержденными в своей надежности. В конечном итоге это создает бесшовную сеть доверия, которая невероятно эффективна и полезна.

Кстати, это не просто моя доктрина; в экономике существует теория, которая объясняет, почему возникают фирмы, и она гласит, что "фирмы возникают потому, что группа людей, доверяющих друг другу, работает в одной фирме более эффективно, чем они могли бы, будучи независимыми предпринимателями"».

По сути, Мангер описывает свою версию наполненной ванны. Создавая «бесшовную сеть» людей, которым он и Баффет могли доверять, и наделяя их полномочиями, дуэт создал уникальную машину для сложного процента.

Это дало значительные преимущества, такие как возможность покупать компании по более низким ценам, поскольку продавцы были готовы принять меньшую сумму в обмен на сохранение большего контроля. Затем, получив доверие Мангера и Баффета, команды руководителей могли управлять своими компаниями с большей свободой, что позволило им принимать более долгосрочные решения.

В результате Berkshire собрала невероятно лояльную базу акционеров, еще большую и лояльную армию поклонников и одну из самых сильных долгосрочных историй производительности всех времен (около 20% годовых с 1965 года), несмотря на переживание множества серьезных спадов, трудных моментов (например, их первоначальные инвестиции в Berkshire Hathaway в начале 1960-х и в Salomon Brothers в начале 1990-х годов) и продолжительных периодов относительного недовольства (Berkshire отставала от NASDAQ более чем на 30% с 1995 по 1999 год).

Сегодня ощущается, что мы достигли поворотного момента. Я могу ошибаться, но кажется, что люди устали от лжи. Вместо приукрашенных версий жизни они хотят увидеть реальность. Они хотят, чтобы политики говорили правду. Они хотят, чтобы СМИ освещали все стороны истории. Они хотят инвестировать в компании и фонды, которые являются прозрачными, честными и нацеленными на существование десятилетиями, а не днями. Они хотят знать все факты. Они просто хотят правды.

Короче говоря, они хотят людей, готовых заполнить ванну.