Автор: Оркен Динасилов.

«Меня не волнует, кто пишет законы страны, если я могу писать для нее учебники по экономике».
Пол Самуэльсон

На написание этой статьи, меня сподвигла недюжинная в последнее время активность, экономиста Айман Турсынхан. На днях она опубликовала несколько видео в ютуб и провела вебинары о своих идеях.

Надо сказать, что в современном мире, экономисты обладают значительным влиянием на общество. В нашей стране, это особенно заметно сейчас, когда физик-атомщик или политолог мнят себя великим экономистами.

Как когда-то заметил лауреат Нобелевской премии Фридрих Хайек (1974), влияние экономистов и их идей на общество, порою может быть пугающим. В своей благодарственной речи в честь присуждения ему Нобелевской премии он заметил, что «Нобелевская премия наделяет человека властью, которой в экономике не должен обладать ни один человек», особенно потому, что «влияние значимого экономиста — это влияние на мировоззрение неспециалистов: политиков, журналистов, гражданских деятелей». 

Сегодня мы живем в эконократии — обществе, в котором улучшение экономики является главной целью политики, а экономисты являются главными советниками политиков. В частном секторе, экономисты задают вектор и влияют на поведение банков и других крупных корпораций. Более того, доминирующие экономические идеи в обществе, оказывают влияние на направление принятия решений гражданами во всех сферах человеческой деятельности. 
И именно поэтому, на мой взгляд, экономисты должны быть более сдержаны, осторожны и ответственны за свои публичные высказывания.

Больше всего меня огорчило то, что неосторожная в своих публичных высказываниях экономист, представляет, позиционирующее себя прогрессивным, научно-образовательный фонд «Аспандау».
Лично я не претендую на звание экономиста и позиционирую себя, исключительно как преподавателя финансовой грамотности, а макроэкономика – это мое многолетнее хобби в основе которой лежит мое базовое образование. И по этой причине, преподавательская профессия меня увлекает, я нахожусь в постоянном в поиске новой информации/знаний для слушателей моей школы.

Образование — это интереснейший процесс. Суть образования заключается в том, что оно должно готовить следующие поколения специалистов для решения будущих задач. Но на практике, особенно в такой динамично развивающейся социальной науке как экономика, которая строится на эмпирических исследованиях и не стоит на месте, усложняясь вместе с изменениями общественных процессов, торговых взаимосвязей между экономическими агентами, образование, к моему большому сожалению, оказывается отражением наших нынешних мировоззрений или даже устаревших догм. Это создает ощущение, некоторой неизбежной, встроенной задержки в развитии экономической мысли.

Я посмотрел, правда не полностью – не хватило терпения, вебинары Айман. У меня было стойкое ощущение, будто бы я оказался на проповеди воинствующего священнослужителя, пересказывающего догматы из религиозной книги, написанной много сотен лет назад и призывающего общество в очередной «крестовый поход».

Одно из видео, Айман начинает с определения, сформулированного 90 лет назад Лайонелом Роббинсом, что экономика — это наука о дефиците и, парадигматически связана с компромиссами создаваемыми политиками. Все ее утверждения базируются на принципах замшелой неоклассической теории ХVIII-XIX веков, сложной экономике и добавленной стоимости.

Так вот, в современном мире, в эпоху глобализации, нет никакого дифицита, а добавленная стоимость, совсем необязательное и не самое эффективное следствие сложного передела сырья. И государство в современном мире – это больше регулятор, а не экономический агент. С тех пор, как Генри Форд изобрел конвеер, бизнес научился создавать товары и услуги в промышленных масштабах. Всю Юго-Восточную Азию кормит мясом Австралия. И если у Айман, Серика, Берика нет автомобиля, то на отстойниках Хюндай гниют сотни тысяч невостребованных автомобилей. Нет экономического смысла выращивать пшеницу в Африке, Аравийском полуострове или на Северном Полюсе, точно так же, как нет экономического смысла в выращивании бананов в северном Казахстане.

Чем сложнее система, тем она хрупче. Выход из строя одного звена в сложной системе, приводит к «поломке» всей системы в целом. В мире нет ни одной страны на 100% независимой от импорта. И наоборот, все развитые страны стали процветающими экономиками, именно благодаря развитию собственных выигрышных преимуществ, а не копированию чужих моделей. Импортозамещение, продовольственная безопасность, индустриализация – это устаревшие лозунги из ХХ века.

Перед сегодняшними экономиками и экономистами, стоят совсем другие задачи. Несколько месяцев назад я публиковал статью MacKinsey об исследованиях экономики и перспективах развития ЕС. Там никто не собирается строить промышленные заводы в Испании и наоборот, виноградные поля в Германии. Международный консультант исследует торговые цепочки, каждую страну, область, район, город, поселок. Изучает географические особенности, потребности, местный менталитет, уровень образования, навыки людей проживающих на конкретных территориях. Дает рекомендации, как развить на той или иной территории собственные выигрышные преимущества естественного развития, выявляет центры притяжения/экономические магниты для рабочей силы/миграции, показывает важность высшего образования в трансформации профессий, изучает проблематику иметь работу в группах риска/профессиях теряющих актуальность, выявляет будущие актуальные профессии, показывает важность связей высших учебных заведений с предприятиями для подготовки студентов/специалистов перспективных отраслей, исследует рост квалифицированного труда в условиях быстрой автоматизации трудовых процессов, снижение трудовых часов, увеличения доходов и многое другое, в том числе, разрыва в доходах между разными группами граждан и способах перераспределения общественных благ, бережного/рационального использования ресурсов, экологических проблем связанных с вредными выбросами производства в окружающую среду и глобального потепления.

Современные экономики/эмпирические исследования обществ ломают устаревшие положения неоклассической теории, что эффективность и равенство, взаимоисключающие/антагонироующие понятия. Экономики скандинавских и некоторых юго-восточных стран показывают это на практике, где эффективность и социальное равенство не входят в противоречие, а являются составляющими одной, новой парадигмы.
Любой социальный «организм», является тем, чем он является, потому что каждый его член в отдельности приступает к выполнению своих собственных обязанностей с уверенностью, что другие его члены так же будут выполнять свои обязанности. Везде, где желаемый результат достигается сотрудничеством многих независимых лиц, его существование как факт, является чистым следствием веры друг в друга тех, кто непосредственно заинтересован в наилучшем результате. Правительство, армия, коммерческая система, корабль, университет, спортивная команда — все существует при этом условии, без которого не только ничего не достигается, но даже и не предпринимается никаких попыток.

Японское, корейское автомобилестроение так же ломают устоявшееся представления неоклассической теории о качестве, которое обязательно должно быть дорогим. Американские и немецкие автомобили, проходя через многократные инспекции улучшают качество, но за счет многочисленных этапов проверки растут издержки/себестоимость изделий. Японцы и корейцы сразу делают все правильно, и в результате добиваются высокого качества при низкой цене. Эдвардс Деминг (американский инженер по управлению процессами, который помогал разработать систему Toyota) в 2015 году остроумно выразился: «Американское руководство думает, что может просто копировать процессы из Японии, но они не понимают, что конкретно нужно копировать!» Иными словами, методы американского менеджмента сделали невидимым то, как Toyota добилась своего чуда. Точно так же, новые тенденции в экономике остаются невидимыми и для приверженцев неоклассической экономической теории.

Экономисты старой школы, хотят видеть свою дисциплину точной наукой, эдакую смесь математики и классической физики, где все процессы можно измерить математическими формулами, количественно моделировать динамику рынка на основе неоклассической парадигмы. С начала ХIХ века экономисты создали целый набор аналитических инструментов, имеющих отдаленное отношения к реальной жизни.

Пару лет назад меня поднял на смех один декан Нархоза, которому я рекомендовал преподавать студентам экономического факультета философию и формальную логику. Примерно полгода назад я помогал сыну писать работу об историческом развитии экономической мысли, за которую он получил оценку отлично и удостоился устной похвалы профессора. Недавно, я ему напомнил тот случай, и сын с благодарностью сказал, — да пап, мы тогда отлично поработали.

После просмотра видео Айман, у меня сложился пазл. Насколько сильно мы отстали от западных стандартов в образовании современных экономистов. Западные ВУЗы учат студентов мыслить критически, показывают в динамике историческое развития экономической мысли, чтобы они понимали, что экономика – это не нечто статичное по типу построенной на догматах религии, а динамично развивающаяся вместе с обществом мысль. Что они стоят не в конце законченных знаний, а находятся в пути/внутри развития экономической теории, качество развития которой, и общества в целом, будет целиком и полностью зависеть от них – будущих экономистов. И благодаря плюрализму теоретических и методологических подходов, возможности сравнивать и противопоставлять различные взгляды на экономическую теорию, изучая базовые знаний о реальной микро и макроэкономике, четко понимая роль ценностей в экономике, будущие экономисты чувствуют свою сопричастность в развитии экономической науки и в целом, будущего всего человечества.

А финансовая грамотность – это дисциплина (которую я продвигаю в казахстанском обществе уже много лет), которая является базой в рациональном, экономическом поведении индивидов – отдельных членов и семьи, как первичных ячеек большого социального организма, от которого главным образом и зависит «экономическое здоровье» всего организма – казахстанского общества.

Стремитесь к знаниям!
Сила в знаниях!
Управляйте личными финансами/ресурсами грамотно, рационально!