Автор: Оркен Динасилов
Считается, что когнитивные способности к долгосрочному планированию у Homo sapiens развились благодаря, или одновременно с развитием сельского хозяйства — люди научились откладывать вознаграждение.
Анатомически, мозг современного человека сформировался в среднем плейстоцене, около 300 тысяч лет назад, а способности к абстрактному мышлению, языку и социальной организации развились в верхнем полиолите, около 70–50 тысяч лет назад, в рамках так называемой когнитивной революции. Археологические находки в виде наскальной живописи, украшений и сложных охотничьих орудий датируемых этим временем подтверждают эту гипотезу ученых. Люди не только пользовались примитивными орудиями охоты, но и научились создавать инструменты для изготовления сложных орудий.
В начале голоцена, примерно 10–12 тысяч лет назад возникло сельское хозяйство. С тех пор человек из охотника-собирателя превратился в земледельца-скотовода. Это изменение стало основой для формирования первых поселений, социальной стратификации и развития цивилизаций. Земледелие потребовало от человека нового типа мышления — умения планировать на долгосрочную перспективу. Вместо поиска пищи для удовлетворения текущего голода, как это было у охотников-собирателей, земледелец начал сеять весной, ухаживать за посевами летом и ждать урожая осенью. Такое изменение не только изменило структуру человеческой жизни, но и заложило основы для экономического и культурного развития: появились излишки пищи, которые могли быть сохранены или обменены, возникли торговля, письменность и государства.
Иногда мне кажется, что некоторые люди просто позже «слезли с деревьев», так и не развив в себе когнитивные способности долгосрочного планирования. Как свидетельствуют археологические находки, древние люди, помимо охоты и собирательства, тоже имели каменные берлоги и украшали их наскальными рисунками и прочей утварью. Ничего не напоминает? Сегодняшние «охотники-собиратели» зарабатывают деньги, и тут же их тратят, как их далекие предки, которые жили сегодняшним днём. Однако, ответ на вопрос, зачем люди вообще зарабатывают, если не умеют управлять деньгами останется открытым и/или недостаточно продуманным. Возможно, ответ частично кроется в идее «нужно больше зарабатывать, а не экономить» и эффекте Дидро, о которых, я уже много раз писал.
На самом деле, люди, кому удается прожить в таком режиме всю жизнь — это скорее исключение из правил, чем закономерность. А наше стремление к такой жизни — это ошибка выжившего. Как истории про добрых дельфинов, которые спасли утопающих, потому, что историй про злых дельфинов утопленники рассказать нам не смогут.
Итак, как было сказано выше, сегодня мы принимаем экономические решения теми же частями мозга, которые были сформированы 300 тысяч лет назад. Эволюция биологии мозга сыграла с нами злую шутку — как метко сказал Эдвард Уилсон «Подлинная проблема человечества заключается в том, что у нас эмоции эпохи палеолита, средневековые институты и божественные технологии».
Если бы увеличение веса наступало немедленно, мы бы быстро изменили наши пищевые привычки. Если бы после первой рюмки человек мгновенно превращался в спившегося бомжа, мы бы близко не подошли к алкоголю. Если бы рак легких развивался сразу после первой сигареты, вряд ли бы кто-то пробовал курить. Если бы ложь мгновенно распознавалась и разрушала доверие, мы бы лучше контролировали то, что говорим. Но, есть это зловещее отставание между поведением и результатом.
Чтобы поумнеть, нужно накапливать знания — долго учиться и много читать. Чтобы быть выдающимся спортсменом, нужно накапливать мастерство — годами тренироваться, совершенствуя каждое движение. Чтобы стать богатым, нужно накапливать капитал — регулярно откладывать и инвестировать.
Парадокс разрыва, между поведением и результатом заключается в том, что для большинства разрушительных результатов, требуются минимальные усилия и они основаны на немедленном удовольствии. И напротив, создание чего-то ценного требует длительной и кропотливой работы.
Этим управляет когнитивное искажение, которое называется гиперболическим дисконтированием — мы попросту недооцениваем будущих результатов; то, что мы вкладываем сегодня, нам кажется слишком весомым относительно результатов в будущем. Удовольствие, которое мы получаем от потребления здесь и сейчас, мы оцениваем «дороже», чем разрушительный результат в будущем. И наоборот, труд, который мы вкладываем сегодня, нам кажется слишком «дорогим», относительно позитивного результата в будущем.
И заключительный тезис от PFA в этом году:
Люди привыкли думать, что мозг — это орган жизнедеятельности, такой же, как допустим печень, желудок или сердце, которые работают на автомате, без наших усилий и контроля. На самом деле, мозг — это орган-инструмент, допустим как руки или ноги, которые, чтобы они были эффективны, нужно прокачивать и управлять ими/контролировать, чтобы они не блуждали/на лезли куда попало.
С наступающим Новым 2025 годом, дорогие друзья!
Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!