Автор: Оркен Динасилов
Как-то раз на одну из моих лекций пришел мужчина, проявлял недюжинную активность не соглашаясь с моими тезисами.
Запасшись терпением, мне пришлось тратить много времени на объяснение, казалось бы очевидных вещей. Другие участники лекции были менее сдержанными в отношении его реплик, призывая меня не обращать на него внимание и продолжать лекцию.
Чаще всего, реплики мужчины начинались со слов, - «в моей практике...», «я работал в международных компаниях, и там...», «я бизнесмен, и знаю...», «мои знакомые...» и т.д. Ниже, несколько наших диалогов (на сколько они имеют отношение к теме лекции, предлагаю оценить читателю):
- …, поэтому я не люблю продажников.
- а вам не кажется, что на лекции вы продаете свой платный курс?
- лекция вводная, на ней я знакомлю участников лекции с основными положениями личных финансов, рассказываю и показываю в цифрах, чем на самом деле является финансовая грамотность, и предлагаю самостоятельно принять взвешенное решение, нужно ли им углубленное обучение.
- … буду рад донатам, но это необязательно.
- я уже потратил деньги чтобы прийти на лекцию.
- ок, без проблем! Если не секрет, а о каких деньгах идет речь?
- я пришел на лекцию, и трачу свое время. А время – деньги.
- то есть, ваше время – это деньги, а мое нет?
- ну, вы инициатор.
- я вас насильно сюда привел? Вы получили какую-то пользу для себя, важную информацию, новые знания?
- да, но…
- как оплатить ваш курс?
- извините, но я отказываюсь с вами работать.
- без проблем, рынок большой.
- и я о том же. Успехов!
Итак, о способах мышления.
В нашем обществе преобладает линейное мышление. Люди, мыслящие таким образом, в основном полагаются на свой практический опыт, игнорируя сложные теоретические знания. Другими словами, мыслят причинно-следственными связями из своего жизненного опыта. Философы, такой способ мышления называют упрощенным детерминизмом.
Недостатком такого способа мышления является то, что причинно-следственные связи – события из жизненного опыта мы можем соединять между собой (находить связи) только «из сегодня». Между тем, у любого события может быть множество причин и следствий, с разной вероятностью, и любой опыт – это лишь частный случай. Например, человек всегда переходит улицу на зеленый свет светофора. Жизненный опыт говорит ему, что это абсолютно безопасно. А потом его калечит пьяный водитель.
Далее, мысленно представьте себе цепь событий, и соедините их между собой в виде вектора. Если в этой цепи человек где-то ошибся с причинно-следственной связью, то вся дальнейшая цепочка его убеждений становится ложной, не так ли? Но, человек поймет, что сбился с вектора, жил ложными убеждениями только тогда, когда направление убеждений приведет его к неожиданно трагичному результату. Это состояние, часто называют «кризисом среднего возраста», когда всё, чем ты жил, строил и верил, рушится как карточный домик.
Часто, люди мыслящие таким образом называют себя практиками. И до тех пор, пока удача сопутствует им, они высокомерно относятся к сложным теоретическим (академическим) знаниям, даже не подозревая, что за любой практикой всегда стоят теории. Каким-то образом, мы всегда объясняем себе окружающую действительность, и на этом основании принимаем решения. В зависимости от когнитивных ресурсов, люди пользуются только доступными им теориями. Вопрос лишь в том, на какие теории способен, и опирается человек в своей практике?
«Мало родиться человеком, человеком надо стать».
Эдуард Асадов
Всем известна история про Маугли, Редьярда Киплинга. Ученые подробно изучали поведение таких детей, воспитанных животными – «Маугли». Их пытались социализировать в человеческом обществе, но из этого ничего не вышло. У них было хорошее медицинское обслуживание, уход и питание, но долго они не жили и быстро умирали. Человек является человеком не потому, что он родился с человеческим телом, он становится человеком в человеческом обществе.
Известный социолог Есет Есенгараев считает, что человек – это теоретическое животное, и если мы хотим понять себя, нам прежде всего следует понять, какие теории нас создали, и на основе каких теорий мы себя воспроизводим, так как именно они определяют организацию жизни, как отдельного человека, так и общества. Карл Поппер говорил, что даже амеба нуждается в теориях, но ведь мы не амебы, правда же?
Билл Гейтс как-то сказал, - «успех ничему не учит, а только убеждает умных людей в том, что они не могут ошибиться». Морган Хаусел говорил, - «если человек не пережил настоящей личной катастрофы, он не может считать себя опытным». Видимо, это общечеловеческое – пока жизнь не размажет нас по асфальту, мы неспособны сомневаться в ошибочности своих убеждений.
Дело в том, что люди делают только то, во что верят. А верим мы в то, что знаем. А знаем то, что видели своими глазами и закрепили чувствами, или в редких случаях, благодаря качеству полученного академического образования.
Помыслите о том, что сегодня по планете Земля ходят около 8 млрд человек – «жизненных опытов». За всю историю человечества по Земле ходили по меньшей мере около 100 млрд человек. Это не самая сложная мысль, но, если количественно оценивать значимость частного жизненного опыта, то это единица после запятой с одиннадцатью нулями. Представляете, на сколько ничтожная эта цифра, чтобы опираться на нее в принятии жизненно важных решений?
Чтобы хоть немного остудить пыл чрезмерно активного участника лекции, я рассказал аудитории то, как я объясняю старшеклассникам в школе, почему люди не замечают ущербности линейного мышления:
- представьте себе, что вы не знаете, что такое апельсин? Я вам буду рассказывать, что это шар оранжевого цвета с пористой корочкой, внутри которого дольки кисло-сладкого вкуса. Вы поймете, что такое апельсин?
Дети отвечают, - нет, - а поймут только тогда, когда его увидят своими глазами и попробуют его на вкус.
- точно так же с мышлением. Людям кажется, что, то, как они думают, это единственно возможный способ мышления, пока не попробуют мыслить более сложно – вероятностно. А для этого необходимы интеллектуальные ресурсы – теоретические знания, утвердившиеся в сложную систему категорий. Философы называют такой способ мышления, пробабилизмом.
Система категорий – по сути, это как фильтр, через который люди интерпретируют входящую извне информацию. Видели мемы, в которых говорится, что зачем люди в школе учат геометрию (физику, химию и пр.) которые в жизни им не пригодились? Люди, думающие линейно не могут даже отрефлексировать, что благодаря общеобразовательной школе в их умах выстроилась система категорий, примитивная, но достаточная для безопасной жизни в обществе – фильтру, благодаря которому они не суют пальцы в розетку, избегают ядовитых веществ и ориентируются в пространстве.
P.S. Возможно я ошибаюсь, но мне показалось, что данный персонаж пришел на лекцию из сетевого маркетинга. Уж очень он категоричен в своих суждениях. Нет места сомнениям. Думаю, жизнь научит. Вообще, жизнь – хороший учитель, объясняет доходчиво, только за уроки берет дорого.
Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!