Автор: Morgan Housel
Перевод: ТОО «PFA»

Самый важный вывод из истории заключается в том, что меняются персонажи, а их поведение - нет. Технологии, тенденции, трагедии и победители - происходящие события - всегда меняются, и их почти невозможно предсказать . Но поведение, которое побуждает людей к действию, влияет на их мысли и направляет их убеждения, стабильно. Они такие же сегодня, как были 100 лет назад и будут через 100 лет.

Рынки меняются, но жадность и страх никогда не меняются.

Отрасли меняются, а амбиции и самоуспокоенность - нет.

Законы меняются, но племенные инстинкты политики - нет.

Мое самое глубокое убеждение в прогнозировании состоит в том, что вы сможете лучше понять будущее, если сосредоточитесь на поведении, которое никогда не изменится, а не на событиях, которые всегда меняются.

И у этого поведения есть общий знаменатель: они идут по пути наименьшего сопротивления, людей, пытающихся упростить сложный мир до нескольких историй, которые имеют смысл и заставляют их чувствовать себя комфортно.

Простые истории, приятные истории. Это одни из самых соблазнительных верований в истории, и так будет всегда.

Некоторые из них выделяются:

1. Иллюзия того, что плохие события случившиеся с другимилюдьми, не могут произойти и с вами.

Большая часть истории - это медленный прогресс на фоне постоянных плохих новостей и случайных ужасных событий. Соблазнительная история - это, услышав о трагедии,поверить в то, что эта ужасная вещь произошла с этим человеком, компанией или нацией, но со мной этого, почти наверняка, случитьсяне может.

И, возможно, в этом вы правы. Ваша страна может быть более стабильной, чем та, которая рухнула, ваш бизнес может быть сильнее, чем тот, который обанкротился, и ваше здоровье может быть лучше, чем у человека, у которого диагностирован рак.

Проблема в том, что люди не любят мыслить вероятностями; Гораздо легче думать о риске как о черном или белом, произойдет оно или нет.

Так что вместо того, чтобы думать, что у вашего бизнеса существует 10%-ный шанс провала, проще думать, что то, что случилось с Sears и Lehman Brothers, никогда не может случиться с вами. До 2008 года вы не думали, что вероятность краха банковской системы в Америке составляет 5%; Вы просто смотрели на то, что происходило в Латинской Америке на протяжении десятилетий, и думали: «Здесь этого не может быть». Большая часть мира смотрела на Ухань, Китай, в феврале прошлого года и не думала, что: «Вероятность того, что это наше будущее - 25%». Вы думали: «Я даже представить не могу, что мой город находится в изоляции». Вы даже представить не могли, что сейчас происходит. Это было легче понять и принять, и почувствовать себя комфортно.

Когда вы живете, думая, что маловероятные события - это события с нулевой вероятностью, вы неизбежно попадете в иллюзию, что то, что случилось с кем-то еще, не может произойти и с вами.

Это особенно верно, когда вы складываете низкие шансы, множества неудачных событий. Если в следующем году есть 1% шанс новой катастрофической пандемии, 1% шанс разрушительной депрессии, 1% шанс катастрофического наводнения, 1% шанс политического коллапса и т.д., тогда вероятность того, что что-то плохое случится в следующем году — или в любом другом году —… довольно высока. Как говорится в пословице, - «История — это одна чертовщина за другой».

Несколько лет назад я брал интервью у экономиста Йельского университета Роберта Шиллера. Он говорил о возможности - не совсем прогнозе - того, что цены на жилье, с поправкой на инфляцию, могут снизиться в течении следующего десятилетия или дольше.

Я спросил его, почему он так думает и как это может произойти (?). «Ну, это случалось раньше», - сказал он. Цены на недвижимость падали на протяжении большей части ХХ-го века. «Так что, конечно, это может повториться», даже если это кажется безумием.

2. Представьте себе нереальный мир, в котором прогресс и успех не требуют платы, и убеждение в том, что хлопоты, глупости, разногласия и неуверенность -это ошибки, а не цена допуска за продвижение вперед.

Джефф Безос недавно рассказал о том, как можно любить свою работу:

Если вы можете сделать свою рабочую жизнь так, чтобы получать от нее половину удовольствия, это замечательно. Очень немногие люди достигают этого.

Потому что правда в том, что все идет с накладными расходами. Это реальность. Все идет с частями, которые вам не нравятся.

Вы можете быть судьей Верховного суда, но в вашей работе все равно найдутся части, которые вам не нравятся. Вы можете быть профессором университета, но вам все равно придется ходить на заседания комитета. В каждой работе есть вещи, которые вам не нравятся.

И мы должны сказать: это его часть.

Это его часть.

Это часть всего. Его совет касается не только карьеры.

Простое правило, которое очевидно, но которое легко игнорировать, заключается в том, что ничто стоящее не может быть бесплатным. Как может быть иначе? У всего есть цена, и цена обычно пропорциональна потенциальному вознаграждению.

Но цена редко бывает на ценнике. Вы не платите наличными. За большинство вещей, которыми стоит заниматься, взимается плата в виде стресса, сомнений, неуверенности, общения с причудливыми людьми, бюрократии, конфликта интересов с другими людьми, хлопот, и прочей чуши в неидеальном мире. Это накладные расходы за продвижение вперед.

Во многих случаях стоит заплатить эту цену. Но вы должны понимать, что это цена, которую нужно заплатить. Скидок мало, а распродажи редки.

Соблазнительная вера на протяжении всей истории заключается в том, что люди ожидают идеального мира, от которого требуют совершенства, и полагают, что низкая терпимость к ошибкам, изменчивости и разногласиям является преимуществом.

Это простая история, и это приятно. Я бы хотел, чтобы это было правдой. Но это настолько расходится с реальностью, что приводит к тому, что люди никогда не достигают того, чего хотят, потому что они не хотят платить требуемую цену, и чрезмерно боготворят тех, чей успех был сложнее, чем кажется, а не таким забавным, как кажется .

3. Твое видение мира - это предположение о видении мира, а то что ты видел и испытал уже обьясняет как работает мир.

Гарри Трумэн однажды сказал:

Следующее поколение никогда ничему не научится у предыдущего, пока уроки не принесут домой с молотком … Я задавался вопросом, почему следующее поколение не может извлечь выгоду из опыта предыдущего поколения, но они никогда этого не делают, пока не получат по голове от опыта.

Вот по крайней мере одна причина: нет урока более убедительного, чем тот, который вы пережили лично.

Вы можете проявить сочувствие и внимательно относиться к жизни других людей, но когда вы пытаетесь понять, как устроен мир, ничто не имеет большего смысла, чем уникальные обстоятельства того, что вы пережили на собственном опыте.

И мысль о том, что вы никогда не видели и не испытывали 99,999% того, что происходило в мире, это трудно проглотить, потому что страшно признать, как мало вы знаете.

Более утешительная история - это убедить себя в том, что то, что вы испытали, - это история того, как устроен мир. Так складывалась ваша карьера, так устроена экономика . Эта политика пошла вам на пользу, вот как работает политика . Вы думаете, что то, что вы видели, является отражением того, как устроен мир. Что может быть соблазнительнее? Однако, учитывая, насколько все безразличны к большинству своих переживаний, что может быть более обманчивым?

Таким образом, каждый идет по жизни, не обращая внимания на уроки, которые уже извлекли другие люди.

И это выходит далеко за рамки поколений: существует огромный разрыв в опыте между разными нациями, социально-экономическими классами, расами, отраслями, религиями, образованием, и так далее.

Человек, выросший в бедности, думает о риске и вознаграждении так, как ребенок богатого банкира не смог бы понять, даже если бы попытался.

Человек, выросший при высокой инфляции, напуган не так, как человек, выросший при стабильных ценах.

Биржевой маклер, потерявший все во время Великой депрессии, пережил то, чего не может себе представить представитель технической отрасли, купающийся в лучах славы конца 1990-х годов.

Австралиец, который 30 лет прожил без рецессии, испытал то, чего никогда не испытывал ни один американец.

Это приводит ко всевозможным проблемам.

Во-первых, мы постоянно удивляемся событиям, которые происходят снова и снова.

Во-вторых, трудно отличить людей, которые испытали то, чего не было у вас, от людей, которые недостаточно умны, чтобы понять ваш опыт.

В-третьих, такие темы, как риск, жадность и страх, - это не те вещи, которые мы можем изучить и освоить как общество, как, скажем, с сельским хозяйством. Как говорит Майкл Батник, «некоторые уроки необходимо пережить, прежде чем их можно будет понять». Каждое поколение должно учиться самостоятельно, снова и снова.

Вопрос: «Почему вы со мной не согласны?» может иметь бесконечное количество ответов.

Но,лучший вопрос звучит так: «Что вы испытали такого, чего не испытал я, что заставило поверить вас, в то что вы делаете? И стал бы я думать о мире как вы, если бы испытал то, что испытал и вы?»

4. Предположение, что история - это путеводитель в будущее, и что все будет работать так же, как и в прошлом.

Плотина стоимостью 45 миллионов долларов в Колорадо, спроектированная для предотвращения наводнений, оказалась не нужной, потому что река, которую она перекрыла, превратилась в ручеек. В Роттердаме все наоборот: дамбу необходимо заменить на четверть века раньше, чем предполагалось ранее, потому что она находится под беспрецедентным давлением.

Журналист Шайла Лав объяснила общий знаменатель:

Стационарность - это идея о том, что статистические данные прошлого мо гут помочь вам прогнозировать и планировать будущее - что изменения климата, расхода воды, температуры и силы ветра остались и останутся стационарными или постоянными.

Почти все инфраструктурные решения, в которых мы живем, были приняты с учетом стационарности. Инженеры делают выбор около ливневых дренажных труб на основе последних данных,уровня дюймов осадков. Инженеры по строительству мостов проектируют фундаменты, которые могут выдерживать определенную интенсивность потока воды в зависимости от нагрузок, которым подвергалось определенное место в прошлом. Резервуары предназначены для удержания воды на основе исторической информации о потоках вод и исторических потребностей общества в воде.

Соблазнительное убеждение, которое существует почти во всех областях, заключается в том, что все будет работать, как и всегда. Это почти необходимая вера в мире, где вы должны основывать свои предсказания на чем-то .

Но, как говорит профессор Стэнфордского университета Скотт Саган, «вещи, которые никогда раньше не происходили, случаются постоянно».

Во все времена.

Фактически, в большинстве областей, и особенно в бизнесе и инвестировании, наиболее важные события, которые все изменили и определили большинство будущих результатов, - это вещи, которых никогда не случалось, пока они не произошли.

Наиболее важными экономическими событиями прошлого века, вероятно, являются Великая депрессия, Вторая мировая война, 40-летний обвал процентных ставок и глобализация. И хотя у каждого из них были аналогичные предки, любой, кто предсказывал, что эти события в конечном итоге сделали с миром, мог быть отвергнут теми, кто указывал, что, скажем, отрицательных процентных ставок никогда раньше не было. Что общенационального жилищного пузыря и краха никогда не было. Что никогда раньше не существовало такого оружия, как ядерная бомба, способного сдерживать будущие войны.

Потом все это случилось. И это полностью изменило мир.

Вся история - это изучение того, что изменилось, но ее часто используют как путеводитель в будущее. Ирония не принимается во внимание, потому что идея о том, что если мы соберем достаточно данных и прочитаем достаточно книг, то мы получим карту будущего, настолько соблазнительна - она настолько проста и заставляет вас чувствовать себя прекрасно.

Это никогда не изменится.