Каждый день в течении всей жизни мы играем множество «ролей», для которых в обществе прописаны специальные «сценарии».
В социальной психологии это называется социальными статусами и конвенциальными нормами. Например, на работе мы играем в «начальников и подчиненных», дома играем в «мужа и жену». От того, насколько качественно мы сыгрываем свои сценарии, зависит успех «театрального действа» в котором мы принимаем участие. В большинстве случаев, достаточно чтобы одна из сторон играла плохо, чтобы спектакль провалился.
То есть, муж обязан качественно играть свой сценарий не потому, что он муж, а потому, что если он не будет придерживаться конвенциальных норм, он потеряет статус мужа, со всеми вытекающими из этого последствиями, которые коснутся не только его лично, но и всех участников «спектакля», в том числе его детей.
Тоже самое с образованием. Учитель играет свою роль, ученик свою. От качества сыгранных сценариев зависит эффективность их взаимодействия.
Но, иногда различные сценарии одного и того же актора входят между собой в конфликт. Допустим, может случиться так, что в классе учится родной ребенок учителя, или того хуже, родственника, чиновника, бизнесмена…, которого нельзя обидеть. Чтобы спектакль был сыгран корректно, по сценарию, учитель по отношению к ученику обязан быть объективен и требователен, а в сценарии ученика, учитель должен иметь непререкаемый авторитет. Какая уж тут может быть требовательность, объективность и авторитет? В результате, учитель ходит в школу чтобы получать зарплату, а ученик аттестат. Весь спектакль созданный для передачи и постижения знаний провален.
Следующий кусочек текста с разрешения автора позаимствовал у Рашита Белгибаева:
«сегодня, каждый из нас является участником глобального рынка, нам каждый день кто-то что-то предлагает и продает, поэтому хорошо бы понимать, когда к нам применяют какие-то приемы; во-вторых, мы сами предлагаем что-то от себя окружющему миру, потому важно понимать, какой прием в какой ситуации уместен и наоборот».
Далее, опять моё.
В тексте моего коллеги как раз про роли и сценарии. Когда нам продают — говорят то, что мы хотим услышать, нам приятно, и мы, даже готовы платить за это деньги. На самом деле, в этом и заключается «искусство продаж» — наиболее важный навык успешного продавца.
И наоборот, учитель обязан быть требовательным и объективным, а то, что он говорит, далеко не всегда согласуется с тем, что ученик хочет слышать. Более того, в его конвенциальных нормах прописано, чтобы принуждать ученика к труду. Потому, что только так постигаются знания.
На одной конференции про финансовую грамотность мне так и сказали, - вы позиционируете себя как преподавателя, а у нас бизнес.
Мне часто говорят, ваш контент и лекции не продают. Так они и не должны продавать. Они для того, чтобы настроить на обучение. В любой аудитории будут те, кто правильно сыграет свою роль. Обычно, они незаметные, тихие как отличники в школе. Их мало, наверное 1/10 или даже меньше. Вот за этими алмазами я охочусь в соцсетях. Именно такие люди знаниями гранят из себя бриллианты — с полной готовностью оплатят курс и качественно сыграют роль, сначала ученика, а потом инвестора.
Управляйте своей жизнью и личными финансами грамотно.
Сила в знаниях!