Автор: Оркен Динасилов
Источник: Чарли Билелло

Три истории

  1. В 1968 году 9 яхтсменов вышли в одиночное кругосветное плавание, но к финишу пришёл только Робин Нокс-Джонсон, став легендой мореходства – первым и единственным человеком, совершившим кругосветку в режиме нон-стоп. На это ему потребовалось 315 дней. Остальные участники гонки, по разным причинам сошли с дистанции.
  2. «Чудо на Гудзоне». 15 января 2009 года рейс 1549 US Airways приземлился на реке Гудзон. Через две минуты после взлета, стая канадских гусей вывела из строя не один, а оба двигателя. Шансов на спасение не было. Капитан лайнера Airbus A320 Чесли Салленбергер совершил аварийную посадку на холодные воды реки Гудзон в Нью-Йорке. Никто из находившихся на борту 155 пассажиров не пострадал.
  3. 16 октября 2008 года Уоррен Баффет написал свою знаменитую статью «BuyAmerican. IAm». Главным посылом статьи было, - «будьте жадными, когда другим страшно». Из сегодня, это кажется просто и очевидно, на тогда, это было время разгара финансового кризиса, самого крупного со времен Великой депрессии, когда акции рухнули на -40%. Баффет заканчивает статью словами, «те, кто держит активы денежного рынка, чувствуют себя комфортно, но они выбрали ужасный долгосрочный актив, который практически ничего не выплатит. Акции, наверняка превзойдут денежные инструменты в течение следующего десятилетия, возможно, на значительную величину». Эти слова оказались пророческими. Достигнув дна, только в марте 2009 года, индекс S&P 500 с тех пор вырос более чем на 550% по сравнению с менее чем 10%-ным ростом казначейских трежерис.

***

В статье, автор описывает послужной список каждого из персонажей. Это, впечатляет. Они – настоящие профессионалы. Но, этого мне показалось недостаточным, и я решил на контрасте показать, к чему приводит непрофессионализм и отсутствие дисциплины.

  1. Помимо Робина Нокс-Джонсона, среди остальных 8 яхтсменов в регате Golden Globe Race участвовал авантюрист Дональд Кроухерст. Послужной список Крухеста так же впечатляет. В 1953 году он получил офицерское звание Королевских военно-воздушных сил Великобритании, служил на аэродроме близ города Фарнборо. Однако, высокомерие по отношению к сослуживцам и дерзость в общении с начальством привели к тому, что ему пришлось покинуть ряды ВВС с потерей звания. Далее, он перевелся в сухопутные войска, и в 1956 году снова стал офицером. Возвращаясь из самоволки, Дональд угнал чужой автомобиль и был задержан полицией, из-за чего был уволен из армии и лишен офицерского звания. Будучи на грани банкротства, когда газета The Sunday Times, объявила об организации «Гонки века», Кроухест увидел в этом свой шанс – победив в регате, стать известным, удовлетворить свои амбиции и решить финансовые проблемы.
    Благодаря своему таланту убеждения, он занял деньги, наспех построил тримаран, на котором и отправился в плавание. Технические проблемы у наспех построенной яхты начались с самого начала, но, Дональд не сошел с дистанции, это лишь стало поводом для нового плана. Он решил сжульничать – отключив рацию дрейфовать в Атлантике в дали от мореходных путей, чтобы через несколько месяцев объявить себя победителем гонки. Но, чем дальше продолжался обман, тем отчетливее он понимал, что скрыть аферу не удастся, он проиграл не только гонку, но и погибла его репутация. В результате, Кроухест покончил жизнь самоубийством.
  2. 23 марта 1994 году рейс 593 Аэрофлота потерпел крушение. Когда самолет Аэрофлота вылетел из Москвы в Гонконг, капитан лайнера А310 Ярослав Кудринский предложил своим детям, 12-летней Яне и 15-летнему Эльдару в войти в кабину. Эльдар случайно отключил автопилот, что привело к остановке двигателя. Пилот поздно понял, что ситуацию нельзя исправить. В результате, самолет упал в Сибири, погибли 75 пассажиров и экипаж.
    В марте 2009 года капитан Чафик Аль Гарби и офицер полета Али Кебаер-Асвад были приговорены к 10 годам лишения свободы после авиакатастрофы, в результате которой погибли 16 пассажиров. Рейс 153 Tuninter летел из Бари (Италия) в Джербу (Тунис), и упал в Средиземное море. На записи в кабине было видно, как капитан и офицер молятся Аллаху и Пророку Мухаммеду, вместо того, чтобы контролировать внештатную ситуацию после того, как у самолета из-за механических сбоев закончилось топливо. Только 23 из 49 выживших в катастрофе были спасены из моря.
  3. Джесси Ливермор родился в 1877 году в семье бедного фермера из Массачусетса. В 14 лет он сбежал из дома в Бостон с 5 долларами в кармане, где устроился на работу в крошечную брокерскую контору Paine Webber, которая сейчас является частью корпорации UBS AG. К 30 годам его капитал составлял около 100 млн долларов (с поправкой на инфляцию). Во время Великой Депрессии в США, Ливермор заработал на спекуляциях фантастическую сумму – 1,5 млрд долларов (с поправкой на инфляцию). События ставшее катастрофой для всей Америки, сделало Джесси одним из самых богатых людей на планете. В 1940 году, после сотен удачных и неудачных сделок Джессии Лоуринсон Ливермор покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из револьвера в отеле «Шерри-Нидерланд».

***

Чарли Билелло заканчивает свою статью словами:

Гладкое море не делает великих моряков.
Чистое небо не делает великих пилотов.
Спокойные рынки не делают великих инвесторов.

Быть великим – это не только конечное достижение. Речь идет о борьбе, стойкости и мудрости, которые приходят только в результате преодоления трудностей на этом пути. Тяжелые времена в инвестировании неизбежны: всегда на горизонте маячит очередная коррекция или «медвежий» рынок. Упорство и дисциплина, проявленное в эти трудные времена, отличает хороших от великих.

Наслаждайтесь спокойными рынками, пока они продолжаются, но помните: когда море становится бурным, когда небо темнеет, когда рынки находятся в смятении – именно в этом и заключается величие.

***

Управляйте личными финансами грамотно.

Сила в знаниях!