Дополнения к интервью в 2015 году

Вопрос: Есет Жемисбекович, двадцать лет назад Вы ответили на вопросы своих учеников, посвященных состоянию социогуманитарного знания в постсоветском Казахстане. На ваш взгляд, что изменилось и что пока остается неизменным в социальной теории в наше время?

Ответ: Вы сами видите, что за это время произошли большие изменения. Наши социологи регулярно работают в совместных проектах с коллегами из известных в мире научных центров. Конечно, для приобщения к современным концепциям и их интернализации требуется время. Но самое главное — социология стала частью нашего общественного сознания, обязательным элементом казахстанского высшего образования. Такой результат за относительно короткий период времени вряд ли был бы достигнут без активной работы Ассоциации социологов Казахстана. Благодаря АСК и ее президенту Марату Муханбетказиевичу Тажину, а также вице-президентам Серику Тураровичу Сейдуманову и Зареме Каукеновне Шаукеновой казахстанские социологи, в отличие от представителей других социогуманитарных дисциплин, имеют возможность регулярно проводить конференции, форумы и школы для молодых специалистов. В целом Ассоциация позволила более эффективно и более системно наладить процесс становления социологии в Казахстане. Отмечая роль АСК, мы должны вспомнить вклад в ее организацию и в целом в развитие казахстанской социологии представителей старшего поколения — Матипуллы Салахадиновича Аженова, Наримана Абдрахмановича Аитова, Кенеса Умбетжановича Биекенова. Они сумели заложить основы социальной науки в Казахстане и воспитали социологов, ныне определяющих современное состояние казахстанской социологии.

Дальнейшее развитие казахстанской социологии во многом зависит и от ее востребованности в обществе. Пока, к сожалению, в казахстанском обществе, как и в большинстве других постсоветских стран, спрос на социологические знания, особенно теоретические, остается низким. Такое положение социологии следует признать объективным следствием социокультурного уровня нашего общества. Тем более, что даже в более современных обществах социология не обеспечена таким же вниманием, как экономическая наука или психология. По поводу такой структуры общественных интересов Ральф Дарендорф отмечал, что опыт физики доступен всем, опыт биологии — многим, а опыт социальных наук — немногим. Но все это не повод для литаний и для самооправданий казахстанских социологов. Мы не должны ограничиваться лишь опросами и исследованиями, интересными лишь для нас самих. Если мы желаем большей востребованности социологии в казахстанском обществе, то должны писать и для широкой публики. Мы должны быть ответственны за формирование у казахстанцев «социологического воображения» как обязательного условия нашей модернизации.