- Информация о материале
Автор: Оркен Динасилов
В первых строках моего письма, разлюбезная моему сердцу Катерина Матвевна …(с), хочу сразу предупредить, что мои рассуждения исключительно академичны и вполне возможно, не применимы в текущих реалиях. Как говорили о Законах Паркинсона – биолог не должен уметь полоть сорняки, с него достаточно измерить, с какой скоростью они растут. Попытаюсь «измерить».
- Информация о материале
«Все достигло своего предела; особенно искусство жить. Ныне нужно больше, чтобы создать одного мудреца, чем прежде — семерых, и больше требуется для общения с одним человеком, чем раньше — с целым народом».
«Характер и ум — два полюса нашей способности; один без другого — лишь половина счастья. Ума недостаточно, нужен и характер».
«Держи дела в неопределенности… Добавь ко всему немного тайны — и сама тайна вызовет почтение. Объясняя, не будь слишком ясен, как не раскрываешь сокровенных мыслей в обычной беседе. Осторожное молчание — святая святых житейской мудрости. Объявленное решение никогда не ценится высоко — оно лишь дает повод для критики».
«Знание без мужества бесплодно».
«От зависимости получают больше, чем от учтивости… Когда исчезает зависимость, исчезают и хорошие манеры, и уважение. Пусть главный урок опыта будет в том, чтобы поддерживать надежду, не удовлетворяя ее полностью, оставаясь нужным даже для покровителя на троне. Но не злоупотребляй молчанием, чтобы не ошибиться, и не позволяй чужому недостатку становиться неизлечимым ради своей выгоды».
«Человек на вершине. Мы не рождаемся совершенными; каждый день мы развиваемся в личности и в деле, пока не достигаем высшей точки своего бытия, полного круга достижений и совершенств. Это познается чистотой вкуса, ясностью мысли, зрелостью суждений и твердостью воли. Некоторые никогда не становятся цельными: всегда чего-то не хватает. Другие созревают поздно».
«Избегай побед над начальниками. Все победы рождают ненависть, а победа над вышестоящим — глупа или рокова. Превосходство всегда ненавидят, тем более превосходство над превосходством. Осторожность может сгладить обычные преимущества…»
«Избегай недостатков своей нации… Среди самых цивилизованных народов нет такого, у которого не было бы своих особых недостатков, порицаемых другими — то из хвастовства, то в назидание. Великая хитрость — исправить в себе эти национальные слабости или хотя бы скрыть их; ты заслужишь уважение как исключение среди своих, и поскольку от тебя этого не ждут, цениться это будет выше».
«Удача и слава. Где одна изменчива, другая — долговечна. Первая — для жизни, вторая — для потомков; одна — против зависти, другая — против забвения. Удачу желают, иногда ей помогают; славу заслуживают. Жажда славы рождается из лучшей части человека. Она была и есть сестра великанов; она всегда идет к крайностям — чудовищным или блистательным».
«Общайся с теми, кто может научить. Пусть дружеские беседы станут школой знаний, а воспитание — через разговоры. Так ты превратишь друзей в учителей, смешав удовольствие беседы с пользой наставления».
«Знание и добрые намерения вместе обеспечивают постоянный успех. Великий ум, соединенный со злой волей, всегда был противоестественным чудовищем. Злая воля отравляет все достоинства; подкрепленная знанием, она лишь тоньше губит. Жалко то превосходство, что ведет только к падению. Знание без смысла — двойное безумие».
«Прилежание и способности. Без обоих нельзя достичь величия, а где они соединяются — там величайшие высоты. Посредственность с прилежанием добивается большего, чем талант без него. Труд — цена, которой платят за репутацию».
«Не разжигай чрезмерных ожиданий с самого начала. Обычный недуг всех знаменитостей — не оправдывать заранее сложившихся надежд. Реальное никогда не сравнится с воображаемым, ибо легко создать идеал, но трудно его воплотить. Воображение сочетается с надеждой и рождает куда больше, чем есть на самом деле… Надежда — великий исказитель истины; пусть умение страхуется тем, что исполнение превзойдет желание. Нескольких удачных попыток вначале достаточно, чтобы пробудить любопытство, не связывая себя конечной целью. Лучше, если реальность превзойдет замысел и окажется лучше, чем думалось».
«Искусство быть удачливым. Есть правила удачи: для мудрого это не просто случайность — ее можно приблизить осмотрительностью. Одни довольствуются тем, что уверенно стоят у ворот Фортуны, ожидая, когда она откроет. Другие поступают лучше: продвигаются вперед и пользуются умной смелостью, достигая богини и завоевывая ее благосклонность крыльями добродетели и отваги. Но истинная философия не знает иного судьи, кроме добродетели и проницательности; ибо нет удачи или неудачи, кроме мудрости и ее отсутствия».
«Часто шутка учит больше, чем самое серьезное наставление».
«Управляй воображением… Иначе оно сделает нас либо довольными, либо недовольными собой. Перед одними оно постоянно выставляет последствия поступков, становясь бичом, смиряющим глупцов. Другим оно сулит счастье и приключения в блаженном обмане. Оно способно на все, если благоразумная сдержанность не держит его в узде».
«Найди слабость каждого. Это искусство приводить в действие их волю. Оно требует больше умения, чем решимости. Ты должен знать, как подступиться к любому. У каждого есть особый мотив, меняющийся в зависимости от… Все люди — идолопоклонники: одни — славы, другие — выгоды, большинство — удовольствия. Искусство в том, чтобы знать этих идолов и уметь играть на них».
«Цени глубину больше, чем широту. Совершенство — в качестве, не в количестве. Лучшее всегда редко; изобилие снижает цену. Даже среди людей великаны часто оказываются карликами».
«Несчастье универсальных гениев в том, что, пытаясь быть дома везде, они не дома нигде».
«Неудача обычно — наказание за глупость, и нет заразы хуже для тех, кто в ней участвует. Никогда не открывай дверь малому злу, ибо за ним неизбежно проскользнет большее. Величайшее мастерство в картах — знать, когда сбросить…»
«Есть посторонние занятия, пожирающие драгоценное время. Заниматься тем, что тебя не касается, хуже, чем бездельничать. Для осторожного человека мало не вмешиваться в чужие дела — нужно следить, чтобы другие не вмешивались в его».
«Знай свою сильную сторону — выдающийся дар; развивай ее, и остальное приложится. Каждый преуспел бы в чем-то, если бы знал свою силу».
«Обдумывай вещи, особенно важные. Все глупцы страдают от недостатка размышлений. Они не видят и половины, и, не замечая собственной выгоды или потери, тем более не прилагают усердия».
«Многие никогда не теряют здравого смысла, потому что им нечего терять».
«Великое искусство — уметь направлять удачу даже в ожидании ее. Ибо можно кое-что сделать, выжидая, чтобы воспользоваться ею в нужный момент. Удача имеет свои периоды и предлагает возможности, хотя ее путь не рассчитать — ее шаги так неровны. Когда Фортуна благосклонна, смело иди вперед, ибо она любит смелых и, как женщина, — молодых. Но если тебе не везет, держись в стороне, чтобы не удвоить влияние несчастливой звезды».
«Уходи, пока выигрываешь. Так поступают лучшие игроки. Удачное отступление стоит доблестной атаки. Прячь свои подвиги, когда их достаточно, или даже когда их много. Долгая удача всегда подозрительна; прерванная кажется надежнее и даже слаще на вкус с легкой горчинкой. Чем выше гора везения, тем больше риск оступиться — и все рухнет. Фортуна иногда платит за интенсивность своих милостей их краткостью. Она быстро устает носить кого-то долго на своих плечах».
«Немногие творения искусства достигают такого уровня, что их уже нельзя улучшить».
«Никогда не преувеличивай. Важно избегать превосходных степеней, чтобы не грешить против истины и не выказывать скудости ума. Преувеличение — расточительность суждения, выдающая узость знаний или вкуса. Похвала пробуждает любопытство, рождает желание, а если затем ценность не соответствует цене (как обычно бывает), ожидание восстает против обмана и мстит, преуменьшая и предмет, и того, кто его рекомендовал. Благоразумный действует осторожнее, предпочитая ошибиться умолчанием, чем действием. Необычное редко — поэтому умерь обычную оценку. Преувеличение — разновидность лжи, и ты теряешь в доверии к своему вкусу (что немало) и к своему разуму (что еще важнее)».
«Пользуйся, но не злоупотребляй хитростью. Не следует наслаждаться ею, тем более хвастаться. Все искусственное должно быть скрыто, особенно хитрость, которую ненавидят».
«Действовать осмотрительно — великое преимущество, и нет большего доказательства мудрости. Величайшее мастерство в любом деле — в уверенном исполнении».
«Управляй своими антипатиями. Мы часто позволяем себе неприязнь, еще ничего не зная о человеке. Порой эта врожденная, но вульгарная неприязнь привязывается к выдающимся личностям. Здравый смысл побеждает это чувство, ибо нет ничего позорнее, чем не любить тех, кто лучше нас».
«У людей великих способностей крайности далеки друг от друга, так что между ними большое расстояние, и они всегда остаются в середине своей осторожности, давая себе время прорваться. Легче избежать таких дел, чем выйти из них с честью».
«Наблюдение и суждение. Тот, кто владеет ими, правит вещами, а не они им… Острое наблюдение, тонкое проникновение, разумный вывод: с их помощью он открывает, замечает, схватывает и постигает все».
«Умей выбирать. От этого зависит большая часть жизни. Нужны хороший вкус и верное суждение, для которых недостаточно ни ума, ни учености».
«Великая цель благоразумия — никогда не теряться. Это признак настоящего человека, благородного сердца, ибо великодушие нелегко смутить».
«Прилежный и умный. Прилежание быстро исполняет то, что ум медленно обдумывает. Спешка — недостаток глупцов: они не знают главного и берутся за дело без подготовки. Мудрые же чаще терпят неудачу из-за промедления; предусмотрительность рождает обдумывание, а нерадивость сводит на нет быстрое решение. Быстрота — мать удачи. Много сделал тот, кто не оставляет ничего на завтра. “Festina lente“ (Спеши медленно) — королевский девиз».
«В доме Фортуны, если входишь через ворота удовольствия, выйдешь через ворота печали, и наоборот. Потому думай о конце и придавай больше значения изящному уходу, чем аплодисментам при входе. Обычный удел неудачников — очень счастливое начало и очень трагичный конец. Фортуна редко провожает кого-то до двери».
«Избегай тревог. Такая осмотрительность приносит награду. Она избавляет от многого и потому — повивальная бабка комфорта, а значит, и счастья. Не давай и не принимай дурных вестей, если они не могут помочь».
«Следи, чтобы все кончалось хорошо. Некоторые ценят строгость игры больше, чем победу, но для мира позор окончательного провала перечеркивает признание прежних забот. Победителю не нужно объяснений. Мир не замечает деталей применяемых мер, но лишь хороший или плохой результат».
«Делись светом своего ума, если он есть, и проси его, если его нет: первое — осторожно, второе — с рвением. Дай лишь намек: эта тонкость особенно нужна, когда дело касается интересов того, чье внимание ты пробуждаешь. Сначала дай лишь вкус, а затем переходи к большему, если этого недостаточно. Если он думает "нет", ищи "да". В этом — умение, ибо большинство вещей не достаются просто потому, что их не пытаются получить».
«Не поддавайся каждому порыву. Велик тот, кто не позволяет впечатлениям других влиять на себя. Самоанализ — школа мудрости. Познай свой нрав и учитывай его, даже идя к другой крайности, чтобы найти золотую середину между природой и искусством. Самопознание — начало самосовершенствования».
«Умей отказывать. Не следует во всем уступать и всем. Уметь отказать так же важно, как уметь согласиться. Особенно это касается людей положения. Все зависит от того, как. Некоторые "нет" ценятся больше, чем чужие "да": позолоченное "нет" приятнее сухого "да"».
«Не будь непостоянен. Пусть твои действия не будут ненормальными ни по характеру, ни по притворству. Способный человек всегда одинаков в своих лучших качествах; он заслуживает доверия. Если он меняется, то по веской причине. В поведении перемены ненавистны. Некоторые каждый день разные: их ум колеблется, еще больше — воля, а с ней и судьба».
«Выбери героический идеал — но скорее для подражания, чем для копирования. Есть образцы величия, живые уроки чести. Пусть у каждого перед глазами будет лучший в его деле — не чтобы следовать за ним, а чтобы подгонять себя».
«Не будь всегда шутником. Мудрость проявляется в серьезном и ценится выше остроумия. Кто всегда готов шутить, никогда не готов к серьезному».
«Искусство начинать дела. Глупцы врываются в дверь; ибо глупость всегда смела. Та же простота, что лишает их осторожности, избавляет и от стыда за провал. Но благоразумие входит с большей осмотрительностью. Его предвестники — осторожность и забота: они идут вперед и выясняют, можно ли продвигаться без опасности».
«Заботься о получении сведений. Мы живем информацией, а не зрением… Ухо — задние ворота истины, но парадные двери лжи. Истину обычно видят, редко слышат; редко она приходит в чистом виде, особенно издалека — всегда есть примесь настроений тех, через кого она прошла».
«Один мудрец свел всю добродетель к золотой середине. Доведенное до крайности становится злом: выжми весь сок из апельсина — и он станет горьким. Даже в удовольствиях не иди к крайностям».
«Мудрец извлекает больше пользы из врагов, чем глупец из друзей. Их злоба часто сносит горы трудностей, которые иначе не преодолеть».
«…умеряй свой блеск. Будь необыкновенным в своем превосходстве, если хочешь, но будь обычным в его проявлении. Чем больше света дает факел, тем быстрее он сгорает и ближе к угасанию».
«Есть злые языки, которые губят великую репутацию скорее язвительной насмешкой, чем прямым обвинением. Дурная слава легко возникает, ибо легко поверить в дурное о ком угодно; оправдаться трудно. Поэтому мудрые избегают этих напастей, тщательно оберегаясь от вульгарной клеветы. Предотвратить легче, чем исправить».
«Секрет долгой жизни — жить хорошо. Две вещи быстро сокращают жизнь: глупость и безнравственность. Одни теряют жизнь, потому что не имеют ума сохранить ее, другие — потому что не имеют воли».
«Не ставь все свое состояние на один бросок костей. Нужно большое умение, чтобы умерять силы, не давая ожиданиям рассеяться».
«Получи и сохрани репутацию. Это плоды славы. Репутация дорого стоит, ибо присуща лишь выдающимся способностям, которые так же редки, как посредственность обычна».
«Пиши свои намерения шифром. Страсти — врата души. Самое практичное знание — в умении скрывать их… Не позволяй даже узнать свои вкусы, чтобы другие не использовали их, либо противореча, либо льстя».
«Видимость и сущность. Вещи принимаются за то, чем кажутся, а не за то, что есть. Немногие видят внутрь; большинство судит по внешности».
«Половина мира смеется над другой, и все они глупцы. Все хорошо или все плохо в зависимости от того, какие голоса получают. То, что один преследует, другой отвергает. Невыносимый осел тот, кто все хочет устроить по-своему… Стремись быть независимым от любого мнения, моды или века».
«Умей переваривать большие куски удачи. В теле мудрости один из важнейших органов — большой желудок, ибо большая вместимость означает большие способности. Крупные удачи не смутят того, кто способен переварить еще большие».
«Пусть каждый сохраняет свое достоинство. Пусть каждый поступок человека, даже не короля, будет достоин принца, и пусть его действия будут царственны в должных пределах. Возвышенный в поступках, высокий в мыслях, во всем подобный королю — по крайней мере, по заслугам, если не по могуществу. Истинное королевство — в безупречной праведности, и не нужно завидовать величию тому, кто может служить его образцом».
«Не будь занудой. Человек одного дела или одной темы обычно тяжел. Краткость льстит и лучше справляется с делом; она выигрывает учтивостью то, что теряет резкостью. Хорошее, будучи кратким, становится вдвойне хорошим».
«Чем больше ищешь уважения, тем меньше получаешь, ибо оно зависит от мнения других. Его нельзя взять — его можно лишь заслужить и получить от других».
«Недоверие мудро и даже полезно — либо чтобы избежать бед, либо чтобы утешиться, когда они приходят. Несчастье не застанет врасплох того, кто его уже боялся. Даже Гомер порой дремал, и Александр пал с высоты своего величия и иллюзий. Все зависит от обстоятельств: то, что в одном случае составляет триумф, в другом может привести к поражению».
«В процветании готовься к невзгодам. Мудрее и легче собирать зимние запасы летом. В удаче милости дешевы, а друзей много. Поэтому хорошо сохранить их для менее счастливых дней, ибо неудача дорого стоит и не имеет помощников».
«Имей дело только с честными людьми. Ты можешь доверять им, а они — тебе. Их честь — лучшая гарантия их поведения даже в недоразумениях, ибо они всегда действуют, помня, кто они».
«Стремись к репутации вежливого человека; этого достаточно, чтобы тебя любили. Вежливость — главная составляющая культуры, своего рода волшебство, завоевывающее расположение всех, как грубость — их недовольство и противодействие…»
«Мысли и вкусы меняются со временем. Не будь старомоден в мышлении, и пусть твой вкус будет современным… В украшении тела, как и ума, приспосабливайся к настоящему, даже если прошлое кажется лучше. Но это правило не относится к доброте, ибо она вне времени. Ныне ее пренебрегают, и она кажется устаревшей».
«Добейся, чтобы по тебе скучали… Верный способ — превосходство в должности и талантах; добавь приятные манеры — и ты достигнешь того, что станешь нужен своему месту, а не место тебе».
«Пересматривай свои суждения. Обращение к внутреннему суду пересмотра делает вещи безопасными. Особенно когда путь неясен, ты выигрываешь время, чтобы подтвердить или улучшить решение. Это дает новые основания для укрепления твоего суждения».
«Удвой свои ресурсы. Так ты удвоишь жизнь. Нельзя зависеть от одной вещи или доверять лишь одному средству, как бы оно ни было выдающимся. Все должно быть удвоено, особенно причины успеха, благосклонности или уважения».
«Не питай духа противоречия. Он лишь доказывает твою глупость или раздражительность, и благоразумие должно строго этого избегать. Находить трудности во всем может показать твой ум, но такие препирательства выдают в тебе дурака».
«Держись в центре событий. Так ты чувствуешь пульс дел. Многие теряются либо в ветвях бесполезных рассуждений, либо в зарослях утомительных словопрений, так и не поняв сути… Они тратят время и терпение на то, что следовало бы оставить, и не могут уделить их тому, что оставили».
«Источник мутнеет от малого волнения и проясняется не от вмешательства, а от покоя. Лучшее средство от беспорядков — дать им идти своим чередом: так они утихнут».
«Все меняется, даже ум, и никто не всегда мудр; случай имеет слово даже в том, как написать хорошее письмо. Все совершенство зависит от времени; даже красота имеет свои часы. Даже мудрость порой ошибается, делая слишком много или слишком мало. Чтобы вышло хорошо, дело должно быть сделано в свой день».
«Находи хорошее в вещи сразу. В этом преимущество хорошего вкуса… Но у многих такое обоняние, что среди тысячи достоинств они выискивают один недостаток и выставляют его для порицания, словно они мусорщики умов и сердец. Так они составляют баланс недостатков, что делает честь скорее их дурному вкусу, чем уму. Они ведут печальную жизнь, питаясь горечью и отбросами. Счастливее те, кто среди тысячи недостатков ухватывается за единственную красоту, найденную случайно».
«Злоба ищет раны, чтобы раздражать, метает стрелы, испытывая характер, и тысячу способов жалит до живого. Мудрый никогда не признает поражения и не раскрывает зла, будь оно личным или наследственным».
«Ложь всегда приходит первой, таща глупцов за собой своей неисправимой вульгарностью. Истина всегда опаздывает, хромая на руке Времени».
«Нет столь совершенного, кто не нуждался бы порой в совете других. Неисправимый осел тот, кто никогда никого не слушает. Даже превосходнейший ум должен найти место для дружеского совета. Сама власть должна научиться опираться».
«Владей искусством беседы. В нем проявляется истинная личность. Никакое действие в жизни не требует больше внимания, хотя оно и самое обычное. Ты либо теряешь, либо приобретаешь им».
«Умей получить свою цену за вещи. Их внутренней ценности недостаточно; не все кусают ядро или заглядывают внутрь. Большинство идет за толпой, потому что видит, как идут другие. Великое искусство — вводить вещи в моду: иногда хваля их, ибо похвала пробуждает желание; иногда давая им броское имя, что очень полезно для повышения цены, если это сделано без притворства. Также обычно соблазнительно обслуживать лишь знатоков, ибо все считают себя таковыми, а если нет, то чувство недостатка пробуждает желание. Никогда не называй вещи легкими или обычными: это скорее обесценивает их, чем делает доступными. Все устремляются к необычному, что более привлекательно и для вкуса, и для ума».
«Думай заранее. Сегодня — на завтра и даже на много дней вперед. Величайшая предусмотрительность — определить заранее время беды. Для предусмотрительного нет несчастий, а для осторожного — опасных ситуаций. Нельзя откладывать размышления, пока не увязнешь по шею… Вся жизнь должна быть одним курсом мысли о том, как не сбиться с пути. Размышление и предвидение позволяют определить линию жизни».
«На пути к успеху общайся с выдающимися; достигнув его — с посредственными».
«Остерегайся входить туда, где нужно заполнить большую брешь. Но если уж делаешь это, превзойди предшественника; чтобы сравняться с ним, нужно вдвое больше его достоинств».
«Зрелость ума лучше всего проявляется в медленной вере».
«Великое доказательство мудрости — сохранять ясность в приступах ярости. Всякая чрезмерная страсть — уклонение от разумного поведения. Но при таком мастерском подходе разум никогда не будет нарушен и не перейдет границ своей природы».
«Не ошибайся в характере. Это худшая и самая легкая ошибка. Лучше быть обманутым в цене, чем в качестве товара».
«Терпи глупцов. Мудрые всегда нетерпеливы, ибо увеличивающий знание увеличивает нетерпимость к глупости. Много знаний трудно удовлетворить. Первое великое правило жизни, по Эпиктету, — терпеть: он делает это половиной мудрости. Терпеть все виды глупости потребовало бы огромного терпения. Чаще всего нам приходится терпеть от тех, от кого мы больше всего зависим: полезный урок самообладания».
«Как побеждать соперников и клеветников… Нет более героической мести, чем талант и заслуги, которые одновременно побеждают и мучают завистников. Каждый успех — новый виток веревки на шее недоброжелателя, а слава врага — ад соперника. Завистники умирают не один раз, а столько, сколько раз прославляется тот, кому завидуют».
«Подбрасывай соломинки в воздух, чтобы узнать, как будут восприняты вещи, особенно те, чей прием или успех сомнителен. Так можно удостовериться в благоприятном исходе и получить возможность либо продолжить всерьез, либо вовсе отказаться. Испытывая таким образом намерения людей, мудрый знает, на какой почве стоит».
«Отличай человека слов от человека дела. Различение здесь так же важно, как в случае друзей, людей и занятий, имеющих множество разновидностей. Дурные слова даже без дурных дел достаточно плохи; хорошие слова с дурными делами еще хуже».
«Не предавайся причудам глупости. Таковы тщеславные, самонадеянные, эгоистичные, ненадежные, капризные, упрямые, фантазеры, театральные, причудливые, любопытные, парадоксальные, сектантские люди и все односторонние личности: все они — чудовища наглости. Всякое уродство ума отвратительнее телесного, ибо противоречит высшей красоте».
«Обыватели считают не то, что идет хорошо, а то, что плохо. Дурная молва распространяется дальше всяких похвал… Все подвиги человека, вместе взятые, не могут стереть даже малого пятна. Поэтому избегай ошибок, ибо злоба замечает каждую и не замечает успехов».
«Во всем оставляй запас. Это верный способ сохранить свою значимость. Не следует использовать все свои способности и силы сразу и по любому поводу. Даже в знании должен быть резерв, чтобы удвоить ресурсы. Всегда должно быть что-то, к чему можно прибегнуть в случае угрозы поражения. Резерв важнее наступательных сил: он отличается доблестью и репутацией. Благоразумие всегда действует с уверенностью в безопасности: здесь справедливо парадоксальное правило, что половина больше целого».
«Нет преимущества большего, чем покровитель, и ничего дороже милости в наши дни. Оно может создать или разрушить целый мир».
«Никогда не спорь с человеком, которому нечего терять: ты вступаешь в неравный конфликт. Другой входит без тревоги; потеряв все, включая стыд, он не боится новых потерь. Поэтому он прибегает ко всяким наглостям. Не стоит подвергать ценную репутацию такому риску, чтобы не потерять в мгновение то, что копилось годами, ибо одно пренебрежение может стереть весь труд».
«Не живи в спешке. Умение разделять вещи — это умение наслаждаться ими. Многие заканчивают свое состояние раньше жизни: они пробегают через удовольствия, не наслаждаясь ими, и хотели бы вернуться, когда понимают, что перескочили черту».
«Имей знания или знай тех, кто их имеет. Без ума, своего или чужого, истинная жизнь невозможна. Но многие не знают, что не знают, и многие думают, что знают, когда не знают ничего. Недостатки ума неисправимы, ибо незнающие не знают самих себя и потому не могут искать то, чего им не хватает. Многие были бы мудры, если бы не считали себя мудрыми. Так выходит, что хотя оракулы мудрости редки, ими редко пользуются. Искать совета не умаляет величия и не говорит о неспособности. Напротив, просить совета — признак благоразумия».
«Панибратство нежелательно: с начальниками — потому что опасно, с подчиненными — потому что неприлично, и особенно с толпой, которая наглеет от глупости: они принимают проявленную к ним милость за нужду в них. Панибратство граничит с вульгарностью».
«Доверяй сердцу, особенно если оно доказало свою правоту. Никогда не отказывай ему в слушании. Это своего рода домашний оракул, часто предсказывающий самое важное… Многие от природы наделены таким верным сердцем, что оно всегда предупреждает их о несчастьях и отводит их последствия».
«Нужно рассматривать дело с обеих сторон — перевернуть его. Суждения разнятся; пусть тот, кто не решил, обратит внимание скорее на возможное, чем на вероятное».
«Правда, но не вся правда. Ничто не требует большей осторожности, чем правда: это ланцет сердца. Нужно столько же умения, чтобы сказать правду, сколько чтобы скрыть ее».
«Смягчай свое мнение о других, чтобы не возвышать их до страха. Воображение не должно уступать сердцу. Многие кажутся великими, пока не узнаешь их лично, и тогда общение скорее разочаровывает, чем возвышает».
«Воображение всегда прыгает слишком быстро и рисует вещи ярче, чем они есть: оно видит не то, что есть, а то, что хочет видеть. Опыт скоро разочаровывает. Но если мудрость не должна быть робкой, то глупость не должна быть дерзкой».
«Не будь слишком упрям в своих взглядах. Каждый глупец полностью убежден, и каждый полностью убежденный — глупец: чем ошибочнее его суждение, тем упорнее он его держится. Даже в очевидных случаях хорошо уступить: твои доводы не останутся незамеченными, а твоя уступчивость будет оценена. Твое упрямство теряет больше, чем дает победа: это не защита истины, а грубость. Есть железные головы, которые трудно повернуть: добавь каприз к упрямству — и получишь утомительного дурака. Твердость должна быть в воле, не в уме. Хотя есть исключения, когда ошибаются дважды, признавая себя неправым и в суждении, и в его исполнении».
«Никогда не ставь свою репутацию на одну ставку; если она проиграна, ущерб невосполним. Легко может случиться, что человек потерпит неудачу однажды, особенно вначале; обстоятельства не всегда благоприятны. Потому говорят: "Каждая собака имеет свой день". Всегда связывай вторую попытку с первой: удастся она или нет, первая искупит вторую. Всегда имей лучшие средства и больше ресурсов. Все зависит от случайностей. Вот почему удовлетворение успехом так редко».
«Люди видят, что у многих великих есть великие недостатки, но не видят, что они велики не благодаря им. Пример великих так обманчив, что даже пороки кажутся привлекательными, пока не заразят тех, кто им льстит, так что они не замечают, что презирают в низших то, что оправдывают в высших».
«Приятное делай сам, неприятное — через других. Первым ты завоюешь расположение, вторым избежишь ненависти… На высоком месте можно действовать лишь наградой и наказанием: потому давай первое сам, а второе поручай другим. Имей кого-то, на кого можно направить оружие недовольства, ненависти и клеветы».
«Используй чужие нужды. Чем они больше, тем сильнее рычаг. Философы говорят, что лишений не существует; политики — что они вездесущи, и они правы. Многие строят лестницы к своим целям из чужих нужд».
«Обещать все — значит не обещать ничего: обещания — ловушки для глупцов. Истинная любезность — исполнение долга; ложная и особенно бесполезная — обман».
«Нет большей извращенности, чем принимать все близко к сердцу. Столь же глупо тревожиться о том, что тебя не касается, как и не принимать близко то, что касается».
«Имей разумные взгляды на себя и свои дела, особенно в начале жизни. Каждый высокого мнения о себе, особенно те, у кого меньше всего оснований. Каждый мечтает об удаче и считает себя чудом. Надежда рождает необузданные обещания, которые опыт не исполняет. Такие пустые фантазии становятся источником досады, когда приходит разочарование. Мудрый предвидит такие ошибки: он всегда может надеяться на лучшее, но всегда ожидает худшего, чтобы встретить происходящее с хладнокровием».
«Лучшее лекарство от глупости — благоразумие. Если человек знает истинные границы своих возможностей и положения, он может согласовать идеалы с реальностью».
«Не носи глупцов на своей спине. Кто не узнает глупца при встрече, сам глупец; еще более тот, кто узнает, но не избегает его. Они — опасная компания и губительные доверенные».
«Оставляй что-то желать, чтобы не страдать от самого счастья. Тело должно дышать, душа — стремиться. Если бы кто-то обладал всем, все стало бы разочарованием и недовольством. Даже в знании должно оставаться что-то неизвестное, чтобы пробуждать любопытство и возбуждать надежду».
«Речь легка, действие трудно. Поступки — суть жизни, слова — ее мишура. Великие дела живут, яркие слова уходят. Поступки — плод мысли; если она мудра, они действенны».
«Знай великих людей своего времени. Их немного… Многие претендовали на звание "великий", как Цезарь и Александр, но тщетно, ибо без великих дел титул — лишь пустой звук. Сенек было мало, а Апеллесов — и вовсе один».
«Умей играть картой презрения. Это хитрый способ получить желаемое, притворно пренебрегая им: обычно вещи не достаются, когда их ищут, но попадают в руки, когда о них не думают».
«Будь умерен. Нужно учитывать возможность неудачи. Порывы страстей заставляют благоразумие поскользнуться, и есть риск падения. Момент гнева или удовольствия уносит дальше, чем часы спокойствия, и часто короткое развлечение может опозорить всю жизнь. Хитрость других использует такие моменты искушения, чтобы проникнуть в тайники ума: они применяют такие тиски, которые испытывают даже лучшую осторожность. Умеренность служит контрстратегией, особенно в неожиданных ситуациях».
«Избегай общих глупостей. Это особая хитрость. Они особенно сильны, потому что всеобщи, и многие, кого не увлечет отдельная глупость, не могут избежать всеобщей. К ним относится предрассудок, что каждый доволен своей судьбой, какой бы великой она ни была, или недоволен своим умом, каким бы бедным он ни был. Или что каждый, недовольный своей долей, завидует чужой. Или что сегодняшние хвалят вчерашнее, а здешние — тамошнее. Все прошлое кажется лучше, а все далекое — ценнее».
«Умей играть картой правды. Это опасно, но хороший человек не может избежать ее. Здесь нужно большое умение: самые искусные врачи души уделяют много внимания тому, как подсластить пилюлю правды. Ибо, разрушая иллюзии, она — квинтэссенция горечи. Приятные манеры здесь могут проявить свое искусство: одной и той же правдой можно польстить одному и свалить другого».
«Судьба изменчива: не всё удача и не всё неудача… Равнодушие к ее взлетам и падениям благоразумно, и для мудрого нет новизны. Наша жизнь усложняется, как комедия, но запутанности постепенно разрешаются: следи, чтобы занавес опустился на хорошей развязке».
«Притворное сомнение — самая тонкая отмычка, которую любопытство использует, чтобы узнать, что хочет. Также в учении тонкий план ученика — противоречить учителю, который тогда старается объяснить истину основательнее и яснее, так что умеренное возражение дает полное наставление».
«Не превращай одну ошибку в две. Обычно совершают еще четыре, чтобы исправить одну, или оправдывают одну грубость другой».
«Никогда не действуй из упрямства, а из знания. Всякое упрямство — нарост ума, внук страсти, который никогда не делал ничего правильно».
«Не прослыви лицемером, хотя такие люди сейчас необходимы. Пусть тебя считают скорее благоразумным, чем хитрым. Искренность в поведении нравится всем, хотя не все могут проявлять ее в своих делах. Искренность не должна превращаться в простодушие, а проницательность — в коварство. Лучше, чтобы тебя уважали как мудрого, чем боялись как лукавого».
«У всего есть хорошая и дурная сторона; умение в том, чтобы найти хорошую. Одно и то же выглядит совсем иначе в другом свете; смотри на него потому с лучшей стороны и не меняй добро на зло. Так случается, что многие находят в одном и том же и радость, и горе. Это замечание — великая защита от ударов судьбы и важное правило жизни для всех времен и состояний».
«Не будь рабом первых впечатлений. Некоторые женятся на первом же услышанном; все остальные должны жить с ними как наложницы. Но поскольку ложь быстра, истина не находит у них приюта. Не следует удовлетворять ни свою волю первым предметом, ни свой ум первым предложением: это поверхностно. Многие — как новые бочки, сохраняющие запах первого напитка, будь он хорош или плох. Если эта поверхностность станет известна, она станет роковой, ибо даст возможность для хитрых проделок; злонамеренные спешат окрасить ум доверчивого. Всегда оставляй место для второго слушания. Александр всегда держал одно ухо для другой стороны. Жди второго или даже третьего издания новостей. Быть рабом своих впечатлений — признак неспособности и недалеко от рабства страстям».
«Первый день пути благородной жизни должен быть проведен в беседе с мертвыми: мы живем, чтобы знать и знать себя; потому истинные книги делают нас истинными людьми. Второй день следует провести с живыми, замечая все хорошее в мире. Не все найдется в одной стране… Третий день — целиком для себя. Последнее блаженство — быть философом».
«Умей просить. Для одних нет ничего проще, для других — ничего сложнее. Есть люди, которые не могут отказать: с ними не нужно искусства. Но другие всегда говорят первое слово "нет"; с ними требуется большое искусство и выбор подходящего момента».
«Заранее преврати в обязанность то, что пришлось бы дать как награду. Это тонкая хитрость; оказать милость до того, как она заслужена, — доказательство любезности. Милость, оказанная заранее, имеет два преимущества: быстрота обязывает сильнее, и тот же дар, который потом был бы лишь наградой, становится обязательством».
«Не будь придирчив. Гораздо важнее быть разумным. Знать больше необходимого притупляет оружие, ибо тонкие концы обычно гнутся или ломаются. Здравый смысл — самая надежная истина. Хорошо знать, но не придираться. Длинные комментарии ведут к спорам. Гораздо лучше иметь здравый смысл, не отклоняющийся от сути».
«Самые серьезные дела возникают из шуток. Ничто не требует больше такта и внимания. Прежде чем шутить, узнай, как далеко может зайти предмет твоей шутки».
«Некоторые вкладывают все силы в начало и никогда не доводят дело до конца. Они изобретают, но не исполняют».
«Быть обманутым — не всегда глупость, это может быть чистая доброта. Есть две категории людей, которые могут уберечься от вреда: те, кто испытал его на себе, и те, кто наблюдал его на других. Благоразумие должно использовать столько подозрительности, сколько хитрость — ловушек, и никто не должен быть настолько добрым, чтобы позволять другим вредить себе».
«Ничто по-настоящему не принадлежит нам, кроме времени, которое есть даже у того, у кого нет ничего другого».
«Не иди за последним говорящим. Есть люди, которые следуют последнему слову и потому впадают в крайности. Их чувства и желания — из воска: последний пришедший оставляет на них свой отпечаток, стирая прежние».
«Многие хвалят вещь, не умея объяснить почему. Причина в том, что они почитают неизвестное как тайну и хвалят, потому что слышали похвалу».
«Твори добро понемногу, но часто. Не следует давать больше, чем можно получить обратно… Великая хитрость — дать то, что стоит мало, но сильно желаемо, так что оно ценится выше».
«Будь готов к грубости, коварству, наглости и прочей глупости. Ее много в мире, и благоразумие в том, чтобы избегать встречи с ней».
«Каждый говорит, как ему кажется, а кажется ему так, как он хочет».
«Найди того, с кем разделишь беды. Ты никогда не будешь совсем один, даже в опасностях, и не понесешь всю тяжесть ненависти… Раздели тяжесть и горе, ибо несчастье удваивается для того, кто стоит один».
«Не упорствуй в глупости. Многие делают обязанность из ошибки и, вступив на неверный путь, считают доказательством силы характера идти по нему дальше. Внутри они сожалеют, внешне оправдывают».
«Умей забывать. Это больше удача, чем умение. Лучше всего запоминается то, что лучше забыть… В болезненном память активна, но пренебрегает приятным».
«Дай подчиненным трудные задачи. Многие доказали свою способность, столкнувшись с трудностью, как страх утонуть делает из человека пловца. Так многие открыли в себе храбрость, знание или такт, которые иначе навсегда остались бы погребенными под их нерешительностью».
«Мудрый делает сразу то, что глупец — в конце. Оба делают одно и то же; разница лишь во времени: один — в нужный момент, другой — в неподходящий. Кто начинает с перевернутым умом, так и продолжит до конца».
«В любом деле, если знаешь мало, держись безопасного… С другой стороны, хорошо обученный может нырнуть и действовать, как хочет. Знать мало и искать опасности — значит искать гибели».
«Будь надежным. Честные сделки кончились: доверие отрицается, немногие держат слово: чем больше услуга, тем меньше награда — такова нынешняя жизнь… Но дурное поведение других должно быть для нас скорее предостережением, чем примером. Опасно, чтобы вид недостойного поведения подорвал нашу честность».
«Единственное преимущество власти — возможность делать больше добра».
«Пусть личные качества превосходят служебные. Не наоборот. Как бы ни был высок пост, человек должен быть выше. Обширные способности расширяются по мере роста должности».
«Чем значительнее твои подвиги, тем меньше нужно их выставлять: довольствуйся делами, оставляя слова другим. Раздавай свои деяния, но не продавай их… Стремись скорее быть героем, чем казаться им».
«Одним словом, будь святым. Этим все сказано. Добродетель — связь всех совершенств, центр всех благ. Она делает человека благоразумным, осмотрительным, проницательным, осторожным, мудрым, храбрым, вдумчивым, надежным, счастливым, почитаемым, правдивым и всеобщим Героем».
- Информация о материале
22 марта 2022 г. Морган Хаусел
Источник: collaborativefund.com
Перевод: ТОО «PFA»
- Информация о материале
Плохое начало, а затем упущенная возможность.
Автор: Джон Рекенталер
Источник: morningstar.com
Перевод: ТОО «PFA»
Спотыкаясь иду на выход
- Информация о материале
Где яхты акционеров?
Джон Рекенталер
Источник: morningstar.com
Перевод: ТОО «PFA»
- Информация о материале
Более пристальный взгляд на данные показывает, что уровень доходов может быть реальным фактором, определяющим инвестиционный выбор женщин.
Автор: Кристин Бенц
Источник: morningstar.com
Перевод: ТОО «PFA»